Процесс цифровизации охватывает все стороны человеческой деятельности, включая сферу судопроизводства. Процедура доказывания по делу не является исключением, она также подвержена преобразованиям и трансформациям. Доказательная база претерпевает качественные изменения: в неё включаются новые виды доказательств, для подтверждения подлинности которых необходимо соблюдение специальных процедур, прежде чем они могут быть приняты судом и признаны допустимыми и надлежащими.
В числе таких доказательств особое место занимают именно цифровые, поскольку современная коммуникация всё чаще осуществляется посредством сети Интернет. Личные и деловые соглашения, обращения и договоренности происходят через мессенджеры, электронную почту и социальные сети, все это делает цифровую информацию важнейшим элементом доказательной базы в современных судебных процессах.
Например, на платформе "Авито" может быть достигнута договоренность о продаже или обмене товара, однако впоследствии она нарушается одной из сторон. В таком случае заинтересованная сторона сталкивается с необходимостью подтверждения своих требований в суде. Как ей убедительно доказать свою правоту и представить переписку в качестве доказательства? Именно этот вопрос становится особенно актуальным в условиях использования цифровых коммуникаций, где важно обеспечить подлинность и допустимость электронных сообщений в процессе разбирательства.
Прежде всего, существует мнение о том, что для удостоверения подлинности переписки требуется привлечение нотариуса. Однако это не всегда является правильным подходом, поскольку нотариус в данной ситуации не обладает советующими компетенциями для заверения "цифровых доказательств".
Нотариус в своей деятельности ограничивается фиксацией внешнего вида предоставленных материалов и не исследует их с технической точки зрения. В результате возможно приобщение несостоятельных доказательств: поддельной переписки или сфальсифицированных электронных писем, которые нотариус зафиксирует как подлинные несмотря на их нелегитимный характер.
Если нотариус не обладает компетенциями для должной оценки и заверения электронных переписок и иного вида цифровой информации, закономерно возникает вопрос о том, какое процессуальное лицо наделено такими полномочиями. В этом случае законодатель выделяет в качестве участника судопроизводства такое лицо как эксперт (специалист).
Эксперт (специалист) — это лицо, обладающее специальными знаниями в определённой области науки, техники, искусства или ремесла, привлекаемое к проведению исследований в рамках судебного разбирательства. В частности, эксперт, обладающий знаниями в области компьютерных технологий, — компьютерно-технический эксперт имеет законное право проводить экспертизу цифровых доказательств.
Далее целесообразно рассмотреть виды цифровых доказательств, которые поддаются "экспертному заверению". Также важно понять, какие вопросы могут быть поставлены в зависимости от особенностей исследуемого объекта.
К числу таких видов информации относятся:
1. Электронная переписка, осуществляемая посредством мессенджеров (WhatsApp, Telegram, Viber и другие);
– Имеет ли предоставленная для исследования электронная переписка, осуществленная при помощи приложения (мессенджера) "WhatsApp Business" аккаунтом с абонентским номером +7 (985) 784-84-28, признаки коррекции и монтажа?
2. Электронная переписка, осуществляемая посредством электронной почты;
– Имеет ли предоставленная для исследования электронная переписка, осуществленная при помощи электронного почтового ящика "info@sudagent.ru", признаки коррекции и монтажа?
3. Переписки в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Facebook* - принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ);
- Имеет ли предоставленная для исследования электронная переписка, осуществленная при помощи приложения (мессенджера) "VK", признаки коррекции и монтажа?
4. Информация, полученная из государственных ресурсов, платформ государственных услуг (Госуслуги) и банковских систем;
- Каково содержание раздела "Штрафы" мобильного приложения "Штрафы ГИБДД" по состоянию на момент проведения исследования?
– Каково содержание раздела "Подтверждение перевода" мобильного приложения "Сбербанк Онлайн" по состоянию на момент проведения исследования?
– Каково содержание раздела "Уведомления" мобильного приложения "Госуслуги" по состоянию на момент проведения исследования?
5. Переписки и данные, содержащиеся в личных кабинетах на платформах для онлайн-торговли и продаж (Wildberries, Ozon, Авито, а также связанные с продажей автомобилей и другие онлайн-ресурсы);
- Каково содержание отдельных интернет-страниц личного кабинета сервиса WB Logistics (URL-адрес https://logistics.wildberries.ru) по состоянию на момент проведения исследования?
6. Контент и содержание сайтов, интернет-страниц.
– Каково содержание интернет-страницы https://sudagent.ru/ по состоянию на момент проведения исследования?
Следует подчеркнуть, что задачи по исследованию содержания переписки и её смысловых аспектов выходят за рамки компетенции компьютерно-технического эксперта. Для этого привлекаются эксперты лингвисты и/или психологи, которые смогут исследовать смысловые характеристики переписки и могут ответить, например, на такие вопросы, как:
– Имеются ли в высказывании "…" признаки вербальной агрессии в форме угрозы?
– Идет ли в разговоре речь о причинении физического вреда здоровью/убийстве … (Ф.И.О.) либо об их подготовке, планировании?
– Если да, то каково основание вербальной агрессии в форме угрозы?
– Идет ли в разговоре речь о хищении либо подготовке к хищению каких-либо предметов?
– Содержатся ли в разговоре признаки побуждения к передаче денежных средств (или указать, каких именно объектов или прав на них, а также действий имущественного характера)? Каков характер волеизъявления (требование, просьба, предложение и т.п.)?