Судебно-экспертное агентство
Москва, Кузнецкий Мост 21/5, Офис 5059 Москва
+7 (800) 600-84-29 +7 (985) 784-84-28 info@sudagent.ru

FAQ: Экспертиза качества аудиовизуального произведения

FAQ: Экспертиза качества аудиовизуального произведения

В каких случаях аудиовизуальное произведение становится объектом судебной экспертизы

Типовая ситуация спора между заказчиком и подрядчика связана с тем, что произведенный продукт - видеоролик, 3D-ролик, видеоклип и т.п. - является, по мнению заказчика, некачественным и не соответствует тому, что он в итоге хотел получить.

Кроме того, аудиовизуальное произведение может быть объектом экспертного исследования по делам о защите авторских прав и других категорий дел.

1
В каких случаях аудиовизуальное произведение становится объектом судебной экспертизы

Типовая ситуация спора между заказчиком и подрядчика связана с тем, что произведенный продукт - видеоролик, 3D-ролик, видеоклип и т.п. - является, по мнению заказчика, некачественным и не соответствует тому, что он в итоге хотел получить.

Кроме того, аудиовизуальное произведение может быть объектом экспертного исследования по делам о защите авторских прав и других категорий дел.

Какие требования предъявляются к аудиовизуальному произведению

Все требования к аудиовизуальному произведению можно условно разделить на технические и художественные. К техническим требованиям относятся минимальный и максимальный уровень детализации персонажей, cпецификация видео (например, HD 1280х720) и пр. И если технические требования при наличии их четкого и конкретного перечня проверить сравнительно легко, то группа художественных требований, как правило, сопоставляется более сложно, поскольку прописывается в ТЗ менее подробно и тщательно. Часто это бывает некая общая концепция, художественный замысел, реализация которого намечена лишь широкими мазками. Связано это с тем, что формализовать эмоции, ощущения, чувства, краски, которые хочется передать посредством видеоролика, гораздо сложнее, чем описать технические параметры.

Добавляет проблем и субъективность восприятия готового продукта, когда одно и то же явление в кадре оценивается заказчиком и исполнителем по-разному, а в ТЗ отсутствуют четкие требования к спорному аудио- и/или видеоряду. К примеру, на «видавшее виды» оборудование в рекламном ролике производственной компании кто-то не обратит внимания, попросту не заметит его, а для кого-то это испортит общее впечатление от видеоролика. Для заказчика это может стать свидетельством некачественной работы, а исполнитель аргументирует свое видение: демонстрация такого оборудования в старейшем цехе предприятия обусловлена желанием показать, что производство запущено давно, а предприятие имеет свою историю. Спорить в такой ситуации можно долго, а суд, скорее всего, решит назначить судебную экспертизу аудиовизуального произведения.

2
Какие требования предъявляются к аудиовизуальному произведению

Все требования к аудиовизуальному произведению можно условно разделить на технические и художественные. К техническим требованиям относятся минимальный и максимальный уровень детализации персонажей, cпецификация видео (например, HD 1280х720) и пр. И если технические требования при наличии их четкого и конкретного перечня проверить сравнительно легко, то группа художественных требований, как правило, сопоставляется более сложно, поскольку прописывается в ТЗ менее подробно и тщательно. Часто это бывает некая общая концепция, художественный замысел, реализация которого намечена лишь широкими мазками. Связано это с тем, что формализовать эмоции, ощущения, чувства, краски, которые хочется передать посредством видеоролика, гораздо сложнее, чем описать технические параметры.

Добавляет проблем и субъективность восприятия готового продукта, когда одно и то же явление в кадре оценивается заказчиком и исполнителем по-разному, а в ТЗ отсутствуют четкие требования к спорному аудио- и/или видеоряду. К примеру, на «видавшее виды» оборудование в рекламном ролике производственной компании кто-то не обратит внимания, попросту не заметит его, а для кого-то это испортит общее впечатление от видеоролика. Для заказчика это может стать свидетельством некачественной работы, а исполнитель аргументирует свое видение: демонстрация такого оборудования в старейшем цехе предприятия обусловлена желанием показать, что производство запущено давно, а предприятие имеет свою историю. Спорить в такой ситуации можно долго, а суд, скорее всего, решит назначить судебную экспертизу аудиовизуального произведения.

Как оценить качество созданного аудиовизуального произведения

Когда речь идет об оценке качества аудиовизуального произведения, то основная проблема - провести эту оценку максимально объективно. Поскольку такого рода объект имеет комплексную природу, связан с субъективным восприятием, то его оценка должна проводиться на основании объективных критериев, а именно на основании соответствия техническому заданию на создание аудиовизуального произведения.

Недостатками аудиовизуального произведения, создаваемого в рамках оказания услуг, являются несоответствия техническому заданию.

Техническое задание на создание аудиовизуального произведения – документ, определяющий требования, в соответствии с которыми создается это произведение. Чем более подробное, качественное, параметризованное техническое задание было подготовлено, тем более объективно можно оценить соответствие или несоответствие ему полученного продукта.

В каждом конкретном случае на экспертизу возлагается сложная, имеющая комплексный характер, задача, решение которой позволит установить, соответствует ли видеоролик ТЗ, что повлияло на его качество: плохой сценарий, неустановленные требования к каким-либо аспектам заказанного произведения или, к примеру, непрофессиональная операторская работа.

Главная экспертная задача, которая решается в процессе в судебной экспертизы, – сравнить имеющееся техническое задание на создание данного продукта и полученный результат.

3
Как оценить качество созданного аудиовизуального произведения

Когда речь идет об оценке качества аудиовизуального произведения, то основная проблема - провести эту оценку максимально объективно. Поскольку такого рода объект имеет комплексную природу, связан с субъективным восприятием, то его оценка должна проводиться на основании объективных критериев, а именно на основании соответствия техническому заданию на создание аудиовизуального произведения.

Недостатками аудиовизуального произведения, создаваемого в рамках оказания услуг, являются несоответствия техническому заданию.

Техническое задание на создание аудиовизуального произведения – документ, определяющий требования, в соответствии с которыми создается это произведение. Чем более подробное, качественное, параметризованное техническое задание было подготовлено, тем более объективно можно оценить соответствие или несоответствие ему полученного продукта.

В каждом конкретном случае на экспертизу возлагается сложная, имеющая комплексный характер, задача, решение которой позволит установить, соответствует ли видеоролик ТЗ, что повлияло на его качество: плохой сценарий, неустановленные требования к каким-либо аспектам заказанного произведения или, к примеру, непрофессиональная операторская работа.

Главная экспертная задача, которая решается в процессе в судебной экспертизы, – сравнить имеющееся техническое задание на создание данного продукта и полученный результат.

Какая экспертиза проводится для установления недостатков аудиовизульного произведения

При анализе аудиозуального произведения могут потребоваться специальные знания из самых разных областей науки, искусства или ремесла. Поэтому судебная экспертиза аудиовизуальных произведений, как правило, имеет комплексный характер.

Видеотехническое исследование анализирует описанные в ТЗ параметризованные требования к аудиовизуальному произведению. Видеотехник может последовательно описать видеоряд, сделать раскадровку, установить характер и расположение источников света, время года и время суток, особенности ракурсов съемки; вид использованной в процессе съемки видеокамеры (например, стационарная или подвижная) и решить многие иные задачи.

Компьютерно-техническое исследование устанавливает качество графики, анализирует 3D-объекты.

Фоноскопическое исследование анализирует акустическую обстановку, описывает качество звука, тембральные и иные характеристики голоса в случае наличия требований к озвучиванию.

Лингвистическое исследование анализирует текстовое содержание произведения, сравнивает сценарий и его реализацию, выраженные значения и смыслы с указанными в техническом задании. Кроме того, в случае наличия переписки или аудиозаписей переговоров по различным вопросам взаимодействия исполнителя и заказчика бывает необходимо проведение лингвистического исследования. Например, исполнитель может утверждать актеров, 3D-модели объектов, выбирать ракурсы, цвета, фоны и т.д. Лингвистический анализ согласования тех или иных моментов при создании аудиовизуального произведения иногда оказывается решающим в такого рода спорах.

Искусствоведческое и дизайнерское исследование анализирует продукт в таких категориях, как сочетание цветов, форма, перспектива. Музыковед исследует музыкальную композицию, использованную в произведении.

В зависимости от стоящих перед экспертизой задач к исследованию могут привлечены товароведы, оценщики и специалисты из иных областей знания. В связи с этим важно корректно сформулировать вопросы, которые будут стоять перед экспертом. Именно вопросы, поставленные при назначении экспертизы, определяют, специальные знания в какой области науки или техники, искусства или ремесла должны быть привлечены для проведения исследования.

4
Какая экспертиза проводится для установления недостатков аудиовизульного произведения

При анализе аудиозуального произведения могут потребоваться специальные знания из самых разных областей науки, искусства или ремесла. Поэтому судебная экспертиза аудиовизуальных произведений, как правило, имеет комплексный характер.

Видеотехническое исследование анализирует описанные в ТЗ параметризованные требования к аудиовизуальному произведению. Видеотехник может последовательно описать видеоряд, сделать раскадровку, установить характер и расположение источников света, время года и время суток, особенности ракурсов съемки; вид использованной в процессе съемки видеокамеры (например, стационарная или подвижная) и решить многие иные задачи.

Компьютерно-техническое исследование устанавливает качество графики, анализирует 3D-объекты.

Фоноскопическое исследование анализирует акустическую обстановку, описывает качество звука, тембральные и иные характеристики голоса в случае наличия требований к озвучиванию.

Лингвистическое исследование анализирует текстовое содержание произведения, сравнивает сценарий и его реализацию, выраженные значения и смыслы с указанными в техническом задании. Кроме того, в случае наличия переписки или аудиозаписей переговоров по различным вопросам взаимодействия исполнителя и заказчика бывает необходимо проведение лингвистического исследования. Например, исполнитель может утверждать актеров, 3D-модели объектов, выбирать ракурсы, цвета, фоны и т.д. Лингвистический анализ согласования тех или иных моментов при создании аудиовизуального произведения иногда оказывается решающим в такого рода спорах.

Искусствоведческое и дизайнерское исследование анализирует продукт в таких категориях, как сочетание цветов, форма, перспектива. Музыковед исследует музыкальную композицию, использованную в произведении.

В зависимости от стоящих перед экспертизой задач к исследованию могут привлечены товароведы, оценщики и специалисты из иных областей знания. В связи с этим важно корректно сформулировать вопросы, которые будут стоять перед экспертом. Именно вопросы, поставленные при назначении экспертизы, определяют, специальные знания в какой области науки или техники, искусства или ремесла должны быть привлечены для проведения исследования.

Какие вопросы ставятся перед экспертами для оценки качества аудиовизуального произведения

Типовыми вопросами, которые ставятся перед экспертами в такой ситуации, являются следующие:

  1. Соответствует ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, условиям данного договора и технического задания, являющегося неотъемлемым приложением к данному договору?
  2. Имеет ли результат работ существенные и неустранимые недостатки, препятствующие для его использования по назначению?
  3. Соответствует ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, сценарию видеоролика, который является приложением к данному договору?
  4. Соответствует ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, утвержденным референсам по следующим параметрам: качество видеосъемки, качество звука, качество монтажа, качество графики, музыкальная динамика?
  5. Соответствует ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, характеристикам художественной видеосъемки?
    1. Вопросы перед экспертами при проведении экспертизы аудиовизуального произведения могут ставиться как в отношении произведения в целом, так и в отношении его компонентов. Отметим, что данный перечень вопросов не является закрытым и исчерпывающим. Могут быть сформулированы и иные вопросы в зависимости от того, какое именно обстоятельство вы хотите доказать.

5
Какие вопросы ставятся перед экспертами для оценки качества аудиовизуального произведения

Типовыми вопросами, которые ставятся перед экспертами в такой ситуации, являются следующие:

  1. Соответствует ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, условиям данного договора и технического задания, являющегося неотъемлемым приложением к данному договору?
  2. Имеет ли результат работ существенные и неустранимые недостатки, препятствующие для его использования по назначению?
  3. Соответствует ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, сценарию видеоролика, который является приложением к данному договору?
  4. Соответствует ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, утвержденным референсам по следующим параметрам: качество видеосъемки, качество звука, качество монтажа, качество графики, музыкальная динамика?
  5. Соответствует ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, характеристикам художественной видеосъемки?
    1. Вопросы перед экспертами при проведении экспертизы аудиовизуального произведения могут ставиться как в отношении произведения в целом, так и в отношении его компонентов. Отметим, что данный перечень вопросов не является закрытым и исчерпывающим. Могут быть сформулированы и иные вопросы в зависимости от того, какое именно обстоятельство вы хотите доказать.

Какие вопросы нельзя ставить перед экспертами

В стремлении доказать свою позицию стороны зачастую стараются поставить перед экспертами самые разные вопросы, которые могут быть правовыми, некорректными по причине отсутствия объективных критериев квалификации, не подлежащими разрешению по каким-либо иным основаниям. Так, перед экспертами нельзя ставить, к примеру, следующие вопросы:

  1. Является ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, авторским произведением?
  2. Соответствует ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, ключевому тезису, указанному в приложении к данном договору?
  3. Использовался ли при создании аудиовизуального произведения комплект профессионального освещения, учитывая затемненность кадров?
  4. Соответствует ли использование графических элементов в видеоролике единому стилю графики?
  5. Соответствует ли визуальный образ объекта в кадре, созданного видеоролика, выполненного <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг., понятию художественной съемки?
  6. Какой художественный замысел кадра <...> созданного видеоролика, выполненного <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг.?

У вас остались вопросы? Задайте их нам!

6
Какие вопросы нельзя ставить перед экспертами

В стремлении доказать свою позицию стороны зачастую стараются поставить перед экспертами самые разные вопросы, которые могут быть правовыми, некорректными по причине отсутствия объективных критериев квалификации, не подлежащими разрешению по каким-либо иным основаниям. Так, перед экспертами нельзя ставить, к примеру, следующие вопросы:

  1. Является ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, авторским произведением?
  2. Соответствует ли результат работ, выполненных <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг, ключевому тезису, указанному в приложении к данном договору?
  3. Использовался ли при создании аудиовизуального произведения комплект профессионального освещения, учитывая затемненность кадров?
  4. Соответствует ли использование графических элементов в видеоролике единому стилю графики?
  5. Соответствует ли визуальный образ объекта в кадре, созданного видеоролика, выполненного <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг., понятию художественной съемки?
  6. Какой художественный замысел кадра <...> созданного видеоролика, выполненного <...> по договору возмездного оказания услуг № <...> от дд.мм.гг.?

У вас остались вопросы? Задайте их нам!

Наши услуги
Заказать экспертизу
  • 1Оставьте заявку на сайте
  • 2Мы перезвоним вам в течение 15 минут
  • 3Консультация – бесплатно