Судебно-экспертное агентство
Москва, Кузнецкий Мост 21/5, Офис 5059 Москва
+7 (800) 600-84-29 +7 (985) 784-84-28 info@sudagent.ru

Оценка предметов искусства и антиквариата

Оценка предметов искусства и антиквариата

Любой предмет изобразительного или цифрового искусства – это не только объект эстетического удовольствия, но зачастую еще и предмет коллекционирования. Задача оценить объект искусства возникает относительного широкого перечня предметов, к которым относятся:

  • полотна, картины, рисунки;
  • скульптуры;
  • ювелирные изделия;
  • антиквариат, включающий в себя широкий спектр предметов изобразительного искусства (живописи графики, скульптуры или декоративно-прикладного искусства), нумизматики (монеты), фалеристики (медали, знаки и ордена), бонистики (банкноты), филокартии (коллекционирование открыток) и филателии (коллекционирование почтовых марок). В России понятие антиквариата связано, как правило, с предметами, созданными до 1917 г. Так же, как и в любой стране мира, все эти предметы можно приобрести в открытой продаже на аукционах или в антикварных магазинах.

Как определить стоимость предмета искусства

Для произведений живописи, графики, скульптуры или предметов декоративно-прикладного искусства гораздо сложнее подобрать необходимые аналоги, так как это штучные, нередко уникальные предметы. Для их оценивания необходимо учитывать множество факторов и подбирать наиболее точно сопоставимые аналоги для того, чтобы вносить меньше корректировок в итоговую стоимость.

К таким факторам, влияющим на ценообразование, относятся:

  • Техника и материалы, из которых изготовлены объекты оценки. Чем более редкий и ценный материал применяется, - тем выше рыночная стоимость объекта.
  • Размеры объекта.
  • Степень сохранности и процент реставрационных вмешательств. Чем хуже предмет сохранился и чем больше пережил реставрационных вмешательств, тем ниже он оценивается.
  • Значимость художника в истории искусства и ценность творческого периода, в который было создано оцениваемое произведение.
  • Сюжет картины или иконография икон. Спрос на сюжеты в живописи и графике достаточно сильно меняется в зависимости от личных предпочтений коллекционеров и от популярности того или иного сюжета на рынке антиквариата в целом.
  • Редкость. Учитывается, насколько редко встречается объект оценочного исследования в открытой продаже.

Все эти факторы оказывают влияние на оценку предмета и влияют на изменения стоимости культурных ценностей.

Когда нужна оценка стоимости антиквариата

Оценка стоимости антиквариата – комплексный процесс, учитывающий помимо характеристик самого предмета множество факторов: затраты на создание или приобретение объекта, потенциальный и реальный доход, который может принести объект исследования, с учетом факторов времени, риска, рыночной конъюнктуры, уровня и модели конкуренции на рынке, экономических особенностей объекта исследования, наличия спроса и предложения, ситуации на антикварном рынке в целом и в российской экономике в частности.

Также в процессе оценки приходится учитывать тот факт, что рынок российского антиквариата – закрытый, в отличие от мирового. Это связано с ограничительными особенностями российского законодательства о правилах вывоза культурных ценностей за границу с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 477-ФЗ от 04.08.2023 г. Поэтому приоритет всегда отдается актуальным данным, и ценовым аналогам, представленным на территории Российской Федерации. И только в том случае, когда анализа внутреннего рынка недостаточно, оценщик обращается к зарубежным аналогам. Особенно актуально обращение к изучению мирового рынка в отношении оценивания государственных наград государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, запрещенных к продаже на территории Российской Федерации.

Какие исследования проводятся, чтобы оценить объект искусства или предметы антиквариата

Оценка предметов антиквариата производится либо на дату проведения экспертизы, либо на любую другую дату, в соответствии с поставленной задачей.

В основе методологии оценки антиквариата, как и любого движимого имущества, применяют три основных подхода: доходный, затратный и сравнительный. В каждом из подходов объектом аналитики является рыночная информация. Применяя каждый из этих подходов, оценщик получает предварительный размер стоимости, но так как исходные данные в каждом из подходов могут различаться, то для получения более точной итоговой информации необходимо согласовать полученные результаты по значимости (весомости) каждого из примененных подходов.

Затратный подход основывается на калькуляции затрат необходимых для воспроизводства или замещения оцениваемого предмета антиквариата с учетом его совокупного износа, приводящего к снижению его стоимости. Этот подход позволяет оценить текущие затраты на воссоздание или приобретение точной копии объекта. Его применение особенно актуально в случае оценивания не тиражных, уникальных, физически утраченных предметов (разбитых или проданных без возможности возврата владельцу).

Доходный подход позволяет определить стоимость исходя из стоимости текущих и ожидаемых доходов (денежных потоков) от использования объекта оценки. Такой подход применительно к антиквариату применим только в том случае, если он сдается в аренду (временное пользование за плату), что происходит нечасто. Поэтому этот подход оказывает наименьшее влияние при проведении оценки предметов искусства и антиквариата.

Наиболее информативный поход к оценке предметов коллекционирования – сравнительный подход, основанный на сравнении объекта оценки с идентичными или аналогичными объектами аналогами по принципам ценового равновесия и замещения.

Основными источниками для ценовых аналогов по антиквариату и предметам коллекционирования являются данные из открытых источников продаж: результаты продаж на аукционах и в антикварных магазинах. Аналогами могут выступать как результаты точечных продаж с разных сайтов, так и с сайтов-агрегаторов, на которых собирается большая часть информации всем аукционным продажам. Также на ряде российских сайтов, можно найти хорошую аналитику по изменению стоимости произведений, как по отдельным направлениям антиквариата, так и по персоналиям (авторам произведений).

При выборе ценовых аналогов в рамках сравнительного подхода учитывает насколько достаточна и достоверна полученная им информация. Наиболее просто осуществлять подбор данных для тиражной продукции: печатной графики, нумизматики, бонистики, филокартии и филателии, книг. Чем выше тираж, тем больше на рынке представлено аналогов. В этом случае основными факторами при оценке являются степень сохранности оцениваемого объекта и аналогов, а также уровень спроса, на который влияет фактор «моды» и актуальных тенденций в коллекционировании.

Заказать оценочную экспертизу предмета искусства, задать вопрос эксперту, запросить расчет стоимости экспертизы можно по электронной почте, а также в специальной форме на сайте или по телефону.

Заказать экспертизу
  • 1Оставьте заявку на сайте
  • 2Мы перезвоним вам в течение 15 минут
  • 3Консультация – бесплатно
Этапы работы
1
Оставьте заявку с описанием проблемы
2
Бесплатная консультация эксперта
3
Заключение договора и оплата
4
Проведение экспертизы и выдача заключения
Наши эксперты
Кочетова Ксения Викторовна

Имеет высшее образование, квалификация "Искусствовед (историк искусства)" по специальности "Искусствоведение".

Имеет ученую степень кандидата искусствоведения. Является членом Петровской академии наук и искусств и Союза художников России.

Опыт экспертной работы - более 10 лет.

Аксенюк Олеся Николаевна

Имеет высшее образование по специальности «Искусствоведение», квалификация «Искусствовед (Историк искусства)»; сертифицированный судебный эксперт. Экспертный стаж - с 2013 года.

Прошла профессиональную переподготовку по программе «Патентовед» в ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» (РГАИС); повышение квалификации по программе «Исследование объектов патентных прав и средств индивидуализации с целью установления их использования» в НП «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова (СУДЭКС)»; повышении квалификации по программе «Основы судебной экспертизы» в НП «Палата судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова (СУДЭКС)». Окончила курсы по программе «Основы интеллектуальной собственности»в ФГБОУ ВПО РГАИС и Академии ВОИС и DL-201 Авторское право и смежные права в Академии ВОИС.

Имеет экспертную специальность «Исследование объектов патентных прав и средств индивидуализации с целью установления их использования».