Судебно-экспертное агентство
Москва, Кузнецкий Мост 21/5, Офис 5059 Москва
+7 (800) 600-84-29 +7 (985) 784-84-28 info@sudagent.ru

Пределы компетенции эксперта-автотехника

Мы уже говорили о том, что автотехническая экспертиза считается одной из самых часто назначаемых из-за количества ДТП и судебных разбирательств. Так как исследований назначают много, эксперты загружены и не всегда готовы уделять должное количество времени каждому делу. Отсюда возможные экспертные ошибки, одна из которых — выход за пределы своей компетенции. Чтобы вы самостоятельно могли оценить заключение, мы расскажем, на какие вопросы эксперт-автотехник готов ответить, а какие будут считаться нарушением.

Что такое «компетенция эксперта-автотехника»?

Автотехническую экспертизу назначают, чтобы установить обстоятельства ДТП. Для этого у эксперта-автотехника должны быть знания и опыт в области:

  • теории движения автомобиля,
  • его конструкционных особенностей,
  • ПДД,
  • управления транспортными потоками,
  • моделирования дорожных ситуаций,
  • методов оценки транспортных средств,
  • теории автотехнической экспертизы.

Образование эксперта-автотехника может быть разным в зависимости от специализации проводимых исследований. Уточнить название конкретных специальностей и уровень образования можно в приложении к Приказу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России № 86/1-1 от 18 апреля 2018 г.

Вопросы, которые входят в компетенцию эксперта-автотехника

Если говорить в самом общем виде, то эксперт-автотехник может отвечать на 4 типа вопросов, исследуя обстоятельства ДТП:

  1. вопросы о техническом состоянии транспортных средств. Так, эксперт может установить причины и время возникновения поломок, их влияние на работу других механизмов и движение транспортного средства, а также определить, можно ли их было своевременно обнаружить;
  2. вопросы о механизме происшествия. При наличии возможности эксперт определит скорость, время и параметры движения автомобиля, его местонахождение в разное время, рассчитает расстояние, которое проделал автомобиль, и выявит причинно-следственные связи между различными обстоятельствами ДТП;
  3. вопросы о технической возможности предотвратить ДТП. Для этого эксперт установит место возникновения опасности для движения, смоделирует безопасные приемы управления, рассчитает длину остановочного пути, безопасную дистанцию;
  4. вопросы о соответствии действий участников требованиям ПДД. Эксперт устанавливает, какие действия участников не соответствовали установленным нормам, как они связаны с происшествием, а также моделирует корректные действия участников.

Чтобы уточнить корректность других вопросов, мы всегда рекомендуем обращаться за консультацией к экспертам. Так вы избежите ошибок при назначении и сможете правильно оценить готовое заключение эксперта.

Что эксперт делать не может

Эксперт-автотехник, как и любой другой, не может решать вопросы из других областей науки, которые относятся к другим видам экспертиз. Например, при проведении медико-автотехнической экспертизы для анализа следов на автомобиле после контактного взаимодействия с человеком должен привлекаться эксперт-биолог, так как такие следы будут иметь биологическое происхождение.

Кроме этого, эксперт-автотехник не может оценивать вину участников происшествия или говорить о субъективных причинах случившегося. То есть автотехник не может в заключении сделать вывод о том, что ДТП произошло, например, по невнимательности водителя.

Пределы компетенции эксперта-автотехника

Мы уже говорили о том, что автотехническая экспертиза считается одной из самых часто назначаемых из-за количества ДТП и судебных разбирательств. Так как исследований назначают много, эксперты загружены и не всегда готовы уделять должное количество времени каждому делу. Отсюда возможные экспертные ошибки, одна из которых — выход за пределы своей компетенции. Чтобы вы самостоятельно могли оценить заключение, мы расскажем, на какие вопросы эксперт-автотехник готов ответить, а какие будут считаться нарушением.

Что такое «компетенция эксперта-автотехника»?

Автотехническую экспертизу назначают, чтобы установить обстоятельства ДТП. Для этого у эксперта-автотехника должны быть знания и опыт в области:

  • теории движения автомобиля,
  • его конструкционных особенностей,
  • ПДД,
  • управления транспортными потоками,
  • моделирования дорожных ситуаций,
  • методов оценки транспортных средств,
  • теории автотехнической экспертизы.

Образование эксперта-автотехника может быть разным в зависимости от специализации проводимых исследований. Уточнить название конкретных специальностей и уровень образования можно в приложении к Приказу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России № 86/1-1 от 18 апреля 2018 г.

Вопросы, которые входят в компетенцию эксперта-автотехника

Если говорить в самом общем виде, то эксперт-автотехник может отвечать на 4 типа вопросов, исследуя обстоятельства ДТП:

  1. вопросы о техническом состоянии транспортных средств. Так, эксперт может установить причины и время возникновения поломок, их влияние на работу других механизмов и движение транспортного средства, а также определить, можно ли их было своевременно обнаружить;
  2. вопросы о механизме происшествия. При наличии возможности эксперт определит скорость, время и параметры движения автомобиля, его местонахождение в разное время, рассчитает расстояние, которое проделал автомобиль, и выявит причинно-следственные связи между различными обстоятельствами ДТП;
  3. вопросы о технической возможности предотвратить ДТП. Для этого эксперт установит место возникновения опасности для движения, смоделирует безопасные приемы управления, рассчитает длину остановочного пути, безопасную дистанцию;
  4. вопросы о соответствии действий участников требованиям ПДД. Эксперт устанавливает, какие действия участников не соответствовали установленным нормам, как они связаны с происшествием, а также моделирует корректные действия участников.

Чтобы уточнить корректность других вопросов, мы всегда рекомендуем обращаться за консультацией к экспертам. Так вы избежите ошибок при назначении и сможете правильно оценить готовое заключение эксперта.

Что эксперт делать не может

Эксперт-автотехник, как и любой другой, не может решать вопросы из других областей науки, которые относятся к другим видам экспертиз. Например, при проведении медико-автотехнической экспертизы для анализа следов на автомобиле после контактного взаимодействия с человеком должен привлекаться эксперт-биолог, так как такие следы будут иметь биологическое происхождение.

Кроме этого, эксперт-автотехник не может оценивать вину участников происшествия или говорить о субъективных причинах случившегося. То есть автотехник не может в заключении сделать вывод о том, что ДТП произошло, например, по невнимательности водителя.

Публикации
Наши услуги