Товарный знак — это уникальное обозначение, которое служит для индивидуализации юридических лиц и предпринимателей в системе рыночной экономики и условиях конкуренции. Товарный знак как символ призван сформировать у потребителя устойчивую ассоциацию между производителем и его продуктом.
Товарные знаки бывают представлены в виде слов, изображений, могут включать в себя отдельные буквы, цифры, их сочетания.
В силу коммуникативных особенностей товарных знаков законодательство регулирует их использование. Так, в ст. 1483 ГК РФ перечислены случаи, когда регистрация обозначения в качестве товарного знака запрещена. Экспертиза товарного знака назначается обычно, когда есть подозрения в нарушении пункта 6 ст. 1483 ГК РФ, то есть по этой категории дел эксперты привлекаются, чтобы установить сходство объектов до степени смешения. Как правило, экспертизу проводят:
- при регистрации товарного знака,
- при оспаривании в судебном порядке отказа в его регистрации,
- в случае нарушения прав на уже зарегистрированный товарный знак.
Методика
Основной методический документ, с которым работают эксперты, — это «Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство», утвержденные приказом Роспатента №197 от 31 декабря 2009 г.
По этой методике обозначение признается сходным до степени смешения с другим, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Такое определение создает ряд сложностей в экспертной работе, поскольку предполагает множественные толкования понятия «ассоциативности» и допускает применение экспериментальных методов, например, метода ассоциативного эксперимента.
Как проводится исследование
Процедуры, которые требуются для установления сходства, прописаны в Методических рекомендациях:
- поиск тождественных и сходных обозначений,
- определение степени сходства объекта исследования и спорных обозначений,
- определение однородности товаров с исследуемым товарным знаком товарам со спорными товарными знаками.
Обычно после оценки пригодности объектов эксперт оценивает степень однородности товаров, чтобы установить первоначальную возможность смешения товаров и товарных знаков. Под однородными в данном случае понимаются товары, которые относятся к одному роду и виду. Чтобы точно установить однородность товаров и обосновать свою позицию, эксперты часто обращаются к Международной классификации товаров и услуг классами (МКТУ).
Установив однородность товаров или услуг, эксперт проводит сопоставительный анализ представленных объектов на предмет сходства. Исследование включает анализ содержания:
- звукового,
- графического,
- ассоциативного,
- смыслового.
Параметры, по которым детально анализируется товарный знак, указаны в Методических рекомендациях. Далее эксперт оценивает значимость сходного элемента в исследуемом объекте.
На основании результатов анализа сходства объектов по обязательным критериям эксперт делает общий вывод о наличии или отсутствии сходства до степени смешения.
Практика СЭА и типовые вопросы
В экспертной практике «Судебно-экспертного агентства» частотны случаи, когда экспертиза товарного знака назначается в связи с контрафактностью продукции. Понятие «контрафактной» продукции определяется в п. 1 ст. 1515 ГК РФ.
Как правило, для установления признаков контрафактности перед экспертами в таких ситуациях ставятся следующие вопросы:Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
- Использованы ли на представленном товаре товарные знаки, действующие на территории РФ в отношении однородных товаров?
- Если да, то какие товарные знаки или обозначения, сходные до степени смешения с товарными знаками, нанесены на представленный товар?
- Кто является правообладателем действующих товарных знаков, использованных на представленном товаре?
Если эксперт дает положительный ответ на 2 последних вопроса и товарные знаки используются без разрешения правообладателя, то в силу прямого указания закона товары признаются контрафактными.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, чтобы получить еще больше информации.