Судебно-экспертное агентство
Москва, Кузнецкий Мост 21/5, Офис 5059 Москва
+7 (800) 600-84-29 +7 (985) 784-84-28 info@sudagent.ru

Исследование фонограммы на монтаж

Проведение сложных комплексных экспертиз и исследований
Работаем только по утвержденным методикам, с использованием собственного оборудования
Сертифицированные эксперты, имеющие огромный опыт в судебной экспертизе

Исследование фонограммы на монтаж

Стоимость: от 15000 рублей
Сроки выполнения: от 5 рабочих дней
Проведение сложных комплексных экспертиз и исследований
Работаем только по утвержденным методикам, с использованием собственного оборудования
Сертифицированные эксперты, имеющие огромный опыт в судебной экспертизе
Стоимость: от 15000 рублей
Сроки выполнения: от 5 рабочих дней
Проведение сложных комплексных экспертиз и исследований
Работаем только по утвержденным методикам, с использованием собственного оборудования
Сертифицированные эксперты, имеющие огромный опыт в судебной экспертизе

Исследование фонограммы на предмет наличия/отсутствия признаков монтажа или иных изменений (монтаж звукозаписи, монтаж разговора) – типовая задача фоноскопической экспертизы.

В экспертной практике применяются разные термины для обозначения каких-либо изменений первоначального варианта аудиозаписи:

  1. монтаж. Согласно ГОСТу 13699-91 «Запись и воспроизведение информации. Термины и определения», который используется в производстве криминалистической экспертизы звукозаписи, под монтажом понимается объединение двух или более частей одной или нескольких ранее записанных фонограмм путем перезаписи, при котором могут вноситься изменения в записываемую информацию и может изменяться очередность фрагментов. Это предполагает наличие лица, которое берет фонограмму или несколько фонограмм и совершает с ней целенаправленные действия: выбирает фрагменты из одной или разных фонограмм и соединяет их в одну, в том числе удаляет части слов, целые слова или даже фрагменты разговора. Это, в свою очередь, предполагает наличие умысла. Поэтому эксперт говорит не о монтаже, а именно о его признаках;
  2. неситуационные изменения, под которыми понимаются признаки изменения коммуникативного события, осуществляемого техническими способами. Понятие неситуационных изменений шире, чем «монтаж». При решении вопроса о неситуационных изменениях может быть отмечено все, что выходит за границы описанной в материалах дела или запросе ситуации записи. Например, на фонограмме отсутствует начало или конец (разговор начинается/заканчивается неожиданно), в то время как в материалах дела имеется информация о том, что запись должна была начаться, когда человек включил диктофон и пошел на встречу. Или в материалах дела утверждается, что запись велась на диктофон сотового телефона, но в метаданных файла, содержащего фонограмму, отсутствует соответствующая информация;
  3. иные изменения, внесенные в процессе записи или после ее окончания. Сюда входят различные нарушения непрерывности записи, которые не относятся к признакам монтажа. Например, признаки выборочной фиксации, когда в процессе записи нажимают кнопку паузы либо пишут с помощью устройства, которое самостоятельно ставит запись на паузу и снимает с нее (в зависимости от наличия «слышимого» для устройства речевого сигнала), можно отнести к иным изменениям, внесенным в процессе записи. Также разнообразные технические сбои (щелчки, выпадения сигнала) нарушают непрерывность звукового сигнала, но при этом не являются результатом монтажа. Во всех случаях эксперт говорит о признаках внесения изменений в исходную фонограмму.
    1. Важно понимать: исследуя запись на признаки монтажа или иных изменений, эксперты не устанавливают умышленный характер обнаруженных изменений фонограммы.

      Когда нужно провести исследование фонограммы на монтаж

      Установить признаки монтажа (их наличие/отсутствие) важно в следующих ситуациях:

      • когда есть сомнения в достоверности аудиозаписи и стоит задача признать запись в качестве недопустимого доказательства;
      • когда сомнений в достоверности нет и необходимо убедить суд и участников судебного разбирательства в использовании аудиозаписи как допустимого доказательства.

      Обращаем внимание! Если аудиозапись содержит признаки монтажа, она чаще всего не может быть использована для производства других видов экспертиз (лингвистической, психологической, религиоведческой и т.д.). Каждый случай индивидуален и требует консультации

      Как использовать эту задачу в своей деятельности адвокату, читайте здесь.

      Какой вопрос задать эксперту при исследовании аудиозаписи на монтаж

      Типовыми вопросами исследования фонограммы на монтаж являются следующие:

      • Имеются ли на фонограмме признаки монтажа?
      • Имеются ли на фонограмме признаки монтажа или иные изменения, внесенные в процессе записи или после ее окончания?
      • Имеются ли на фонограмме неситуационные изменения?
      • Являются ли фонограммы «...» и «...» (указать названия) частями одной первичной фонограммы или они были записаны в различное время и при разных обстоятельствах?

      Какой эксперт проводит экспертизу по монтажу фонограммы

      Аудиозапись (видеозапись), содержащая устную речь, является объектом сложной природы. Речь – продукт психофизиологической деятельности. Аудиозапись – продукт, получаемый посредством применения технических средств. Именно поэтому исследование на монтаж имеет комплексный характер и проводится совместно экспертом-акустиком и экспертом-лингвистом.

      Для оценки аутентичности, степени целостности аудиозаписи эксперты проводят разные виды анализа: лингвист – аудитивно-лингвистический анализ, акустик – инструментальный.

      В ходе лингвистического исследования эксперт обращает внимание на следующие параметры, определяемые путем прослушивания и применения специальных знаний:

      • импульсные сигналы, которые характерны для режима «включения/выключения» режима записи звукозаписывающих аппаратов,
      • характер изменения акустической обстановки и шумового фона,
      • изменения уровня речевого сигнала,
      • несоответствие интонации смыслу разговора,
      • несоответствие слов и фраз логике разговора и другие.

      Эксперт-акустик изучает другие параметры записи, применяя не только специальные знания, но и специальные аппаратно-программные средства. Среди данных параметров следующие:

      • спектральный состав речевых сигналов и пауз внутри разговоров,
      • динамика энергетического уровня речевых сигналов,
      • спектральные признаки резкого изменения акустической глубины звучащих реплик,
      • спектрально-временные характеристики фоновых шумов,
      • наводки и низкоуровневые, паразитные сигналы источников и устройств, сопутствующие как первичной записи, так и процедурам, связанным с возможным электронным цифровым монтажом фонограммы.

      Вывод по вопросу осуществляется на основании совокупности полученных данных.

      С чем работает эксперт при исследовании на монтаж

      Для того, чтобы провести экспертизу на монтаж, эксперту должен быть предоставлен оригинал записи (без изменения исходного формата и вырезания фрагментов). В то же время возможно решение задачи относительно конкретного фрагмента на цельной фонограмме. В таком случае задается вопрос с указанием конкретного временного участка: «Имеются ли на фонограмме в файле «…» на временном участке с … мин. … с. по … мин. … с. признаки монтажа?».

      В некоторых случаях требуется предоставление устройства записи, если это возможно. Исследуя устройство записи, эксперт-акустик сможет установить причину обнаруженных спорных явлений. Следует учесть, что слишком зашумленные фонограммы, содержащие значительную долю неразборчивой речи, непригодны для исследования на монтаж, поскольку в таких случаях эксперту-лингвисту невозможно оценить связность текста (один из релевантных параметров для ответа на вопрос).

      Из нашей практики

      Чаще всего исследование на монтаж проводится в рамках фоноскопической экспертизы по уголовным делам, когда требуется подтвердить или опровергнуть достоверность имеющихся аудиозаписей.

      Однако в ряде ситуаций и по гражданским делам ключевым и решающим исход дела моментом является доказать монтаж аудиозаписи. Так, одним из объектов исследования наших экспертов была аудиозапись, содержащая нелестные высказывания сотрудника о своем начальнике. В конфликтной ситуации данная запись была распространена посредством корпоративной электронной рассылки. Сотрудника уволили. Борясь за свои права, он обратился в нашу организацию для проведения фоноскопического исследования спорной аудиозаписи на монтаж, чтобы доказать недостоверность фонограммы. В ходе комплексного исследования было установлено более 10 точек монтажных переходов. Это означало, что сотрудника подставили. В итоге справедливость была восстановлена с помощью нашего заключения: сотрудника восстановили в должности.

      Чтобы заказать фоноскопическую экспертизу или исследование на монтаж, получить консультацию по вашей ситуации, рассчитать стоимость экспертизы аудиозаписи, получить информационное письмо для суда, оставьте запрос в специальной форме на сайте, пришлите материалы на электронную почту или позвоните нам. Конфиденциальность гарантируется.

Заказать исследование на монтаж
  • 1Оставьте заявку на сайте
  • 2Мы перезвоним вам в течение 15 минут
  • 3Консультация – бесплатно
Наши эксперты
Дроздова Ирина Викторовна

Имеет высшее образование в области информатики, в 2023 году прошла профессиональную переподготовку по программе "Конфигурирование и администрирование 1С приложений". Экспертный стаж с 2009 года. Сертифицированный судебный эксперт по экспертным специальностям:

  • Исследование звуковой среды, условий, материалов и следов звукозаписей;
  • Исследование голоса и звучащей речи;
  • Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей.

Проводит криминалистические экспертизы аудио- и видеозаписей (фоноскопические и видеотехнические экспертизы), компьютерно-технические экспертизы, в том числе по 1С, а также портретные и фототехнические экспертизы по всем категориям дел.

Цыганов Андрей Алексеевич

Имеет высшее математическое образование, профессиональную переподготовку по программам «Судебная экспертиза видео- и звукозаписей», «Судебная компьютерно-техническая экспертиза».

Прошёл повышение квалификации на базе ФБУ РФЦСЭ при Министерстве юстиции РФ по дополнительным профессиональным программам:

  • "Исследование видеозаписей дорожно-транспортных происшествий с целью установления пространственных и временных характеристик объектов";
  • "Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей";
  • "Идентификация личности по фонограммам звучащей речи. Инструментальное исследование";
  • "Исследование голоса и звучащей речи".

Имеет квалификацию судебного эксперта по следующим специальностям:

  • 4.1 «Исследование фотографических изображений и технических средств, используемых для их изготовления»;
  • 5.1 «Идентификация человека по фотографическим изображениям»;
  • 7.1 «Исследование голоса и звучащей речи»;
  • 7.2 «Исследование звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей»;
  • 7.3 «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей»,
  • 21.1. «Исследование информационных компьютерных средств».

Осуществляет производство следующих экспертиз:

  • фоноскопические экспертизы (идентификация по голосу, наличие признаков монтажа, установление дословного содержания разговора и др.);
  • видеотехнические экспертизы (анализ видеозаписей ДТП, анализ событий (драк, инцидентов и пр.), наличие монтажа и др.);
  • фототехнические экспертизы (тождество объектов, установление даты и устройства, признаков фотомонтажа и пр.);
  • портретные экспертизы (идентификация лица по фотоизображению);
  • компьютерно-технические экспертизы по различным задачам.

Мареева Елена Ивановна

Окончила Московскую государственную юридическую академию им. Кутафина по специальности «Судебная экспертиза» в 2012 году; Владимирский государственный университет им. Столетовых по специальности «Филология» - в 2000 году.

В 2019 году прошла программу профессиональной переподготовки по производству лингвистических экспертиз в ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ (дополнительное профессиональное образование по программе подготовки экспертов по специальности «Исследование продуктов речевой деятельности 26.1»); в 2016, 2018, 2019, 2022, 2023 годах прошла повышение квалификации в ФБУ РФЦСЭ Минюста России по производству лингвистических экспертиз по программам:

  • «Методика психолого-лингвистического исследования видеоматериалов процессуальных действий с целью установления внешнего влияния на содержание показаний»
  • «Актуальные проблемы комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы»;
  • «Актуальные проблемы судебной экспертизы экстремистских материалов»;
  • «Комплексное исследование информационных материалов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма»;
  • «Актуальные вопросы судебной лингвистической экспертизы».

Стаж работы по специальности с 2012 года. Постоянно повышает свой уровень подготовки, участвует в семинарах и конференциях.

Проводит экспертизы по следующим категориям дел:

  • защита чести, достоинства и деловой репутации;
  • оскорбление;
  • клевета;
  • противодействие экстремизму и терроризму;
  • дискредитация Вооруженных Сил;
  • антикоррупционные преступления;
  • сексуальные преступления против несовершеннолетних;
  • угроза, вымогательство
  • и другие.

Тетерина Анна Александровна

Имеет высшее филологическое образование, сертифицированный судебный эксперт. Экспертный стаж с 2017 года.

Прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Анализ продуктов речевой деятельности в судебной экспертизе» в ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, онлайн-курс «Задачи и техника лингвистической экспертизы» в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Имеет следующие экспертные специальности:

  • «Исследование продуктов речевой деятельности»;
  • «Исследование голоса и звучащей речи»;
  • «Исследование звуковой среды, условий, средств, материалов и следов звукозаписей».

Матвеева Ольга Николаевна

Имеет высшее филологическое и юридическое образование, ученую степень кандидата филологических наук, экспертный стаж с 2000 года. Сертифицированный судебный эксперт.

Проводит судебные экспертизы и внесудебные исследования по всем категориям дел, в том числе по делам о защите чести, достоинства, деловой репутации, защите интеллектуальной собственности, по делам о получении и даче взятки, мошенничестве, вымогательстве, экстремизме и пр. Неоднократно проводила исследования по резонансным делам, имеет большой опыт анализа юридических текстов и документов.

Успешно защищает свои заключения в судебных заседаниях в качестве эксперта или специалиста.

Этапы работы
1
Оставьте заявку с описанием проблемы
2
Бесплатная консультация эксперта
3
Заключение договора и оплата
4
Проведение экспертизы и выдача заключения
Другие услуги нашей компании

Вопросы и ответы

Что такое монтаж аудиозаписи?

Монтаж фонограммы, согласно ГОСТ 13699-91, это «объединение двух или более частей одной или нескольких ранее записанных фонограмм путем перезаписи, при котором могут вноситься изменения в записываемую информацию и может изменяться очередность фрагментов». Проще говоря, если из аудиозаписи вырезан или наоборот, вставлен фрагмент (из этой же или другой записи), - это монтаж. Обрезка начала или конца аудиозаписи - не монтаж.

Каково криминалистическое значение монтажа аудиозаписи?

Аудиозаписи, которые используются как доказательства в суде, в ходе следствия и т.д., должны полно и объективно отражать фиксируемую ситуацию. Запись с признаками монтаж нельзя считать допустимым доказательствам по делу, т.к. она может не отражать значимой информации. Например, если из звучащей фразы «Я не возьму деньги» вырезать маленький фрагмент – частицу «не» - смысл изменится на противоположный.

Неситуационные изменения – что это?

Понятие «неситуационные изменения», которое также используется в фоноскопической экспертизе, шире понятия «монтаж».

Неситуационные изменения включают в себя не только монтаж, который вносится после окончания записи, но и:

  • изменения, внесенные в процессе записи, например, остановку и продолжение записи, при котором выпадают части фиксируемой ситуации;
  • изменения по окончании записи, не являющиеся монтажом, например, ухудшение качества, смена формата и др.;
  • инсценировку записываемой ситуации.
Чем монтаж отличается от неситуационных изменений?

Понятие «неситуационные изменения» шире, чем «монтаж». Например, смена частоты дискретизации фонограммы (когда, к примеру, заявленное устройство записи сохраняет запись с одной частотой, а по факту на фонограмме иная частота) не является признаком монтажа, исходя из определения в ГОСТе, но при этом в заключении будет отмечена как неситуационное изменение. Аналогичный вывод будет в ситуации, если в материалах указано, что запись велась непрерывно, но при этом на фонограмме обнаружатся признаки выборочной фиксации.

Можно ли установить, что изменения на аудиозаписи произошли из-за особенностей работы устройства?

Да. Для этого необходимо предоставить для исследования устройство записи.

Сохранит ли запись качество при копировании через мессенджеры (например, WhatsApp)? Если нет, будет ли это монтажом?

50/50. Установить это можно только опытным путем. Ухудшение качества не является признаком монтажа, а относится к неситуационным изменениям.

Почему нельзя установить монтаж, слушая аудиозапись на телефоне или компьютере?

Потому что не любой монтаж может быть услышан. Для этого и нужен опытный эксперт-акустик, который проводит инструментальный анализ записи, используя специализированные программные средства, знания и навыки. Данный анализ проводится в рамках комплексного исследования фонограммы наряду с аудитивно-лингвистическим анализом, осуществляемым лингвистом.

На какие вопросы отвечает фоноскопическая экспертиза?

  • Имеются ли на фонограмме признаки монтажа?
  • Имеются ли на фонограмме признаки монтажа или иные изменения, внесенные в процессе записи или после ее окончания?
  • Имеются ли на фонограмме неситуационные изменения?

Для назначения экспертизы ставится только один из возможных вопросов, т.к. они частично дублируют друг друга. Постановка вопроса зависит от ситуации, а также методики, которой пользуются эксперты.

Какие объекты исследуют эксперты?

Любые аудиозаписи:

  • телефонных и контактных разговоров;
  • оперативных записей и записей собственных разговоров, сделанных гражданами;
  • публичного и непубличного характера;
  • сделанные с помощью специальных устройств и, например, обычных телефонов.

Могут быть исследованы также аудиодорожки видеозаписей. При этом вопросами выявления монтажа видеозаписей занимается видеотехническая экспертиза.

Нужно ли предоставлять экспертам устройство записи для исследования фонограммы на монтаж?

В некоторых случаях – да. Особенности работы некоторых звукозаписывающих устройств таковы, что на записях возникают явления, формально подпадающие под признаки монтажа или иные изменения. Чтобы уточнить их происхождение, требуется изучить работу устройства. Потребность в исследовании устройства обычно возникает уже в процессе экспертизы, и тогда эксперты делают официальный запрос.

Какое оборудование оборудование и программы используются экспертами при исследовании на монтаж?

Фоноскопическая экспертиза проводится только при помощи специализированного оборудования и программного обеспечения. В экспертных учреждениях используются такие программы, как «SIS II», «Янтарь», «Сапфир», «Юстифон», «Фонекси» и др. Это специальные программы-анализаторы звука. Провести фоноскопическую экспертизу с помощью программ, предназначенных для воспроизведения и обработки звука, например, «Adobe Audition», «Sound Forge» и т.п., невозможно и недопустимо.

Какие требования предъявляются к экспертам?

Фоноскопическая экспертиза на предмет признаков монтажа проводится двумя экспертами – акустиком и лингвистом. Эксперты должны иметь соответствующее профилю образование – инженерное и филологическое. Если экспертизу выполнил один эксперт, он должен предъявить дипломы об образовании в обеих областях.

Если у меня нет первичной записи, но есть скопированный файл, можно ли его исследовать на монтаж?

Да, если это цифровая копия исходного файла (оригинала).

Изменится ли качество и параметры цифровой записи при ее копировании?

Нет, при условии копирования без изменения формата и иных параметров, так как при этом не изменяется цифровой код файла. Именно поэтому копии аудиозаписей принимаются судами как доказательство.

Можно ли установить признаки монтажа на фрагменте аудиозаписи?

Да. Для этого нужно указать интересующий фрагмент при формулировании вопроса. Пример вопроса указан выше.

Можно ли обрезать аудиозапись и предоставить ее для исследования на монтаж?

Нет. Это будет признаком неситуационных изменений. Необходимо предоставлять полную запись. При необходимости в вопросе указать интересующий временной промежуток фонограммы.

Какие типичные ошибки встречаются в заключениях фоноскопической экспертизы?

  • Проведение экспертизы одним экспертом. Методики анализа фонограмм предполагают анализ записи и с технической стороны, и со стороны речевой. Без этого анализ не считается полным и объективным. Если экспертизу провел один эксперт, он должен провести всесторонний анализ, а значит, обладать специальными знаниями и в акустике, и в лингвистике.
  • Решение не предусмотренных методикой вопросов, что, как правило, является выходом за пределы экспертной компетенции.
  • Проведение экспертизы без специального оборудования и программ. Полноценный анализ без программ-анализаторов невозможен.
  • Отсутствие методики исследования. Существует не одна методика исследования фонограмм на предмет монтажа или неситуационных изменений. Методика обеспечивает полноту, объективность анализа и – что самое важное – проверяемость выводов эксперта.
  • Подмена исследования теорией. Если в заключении дан обширный теоретический экскурс в фоноскопическую экспертизу и методы обнаружения монтажа, а исследование фонограмм коротенькое или отсутствует, - экспертизу делал дилетант.
  • Отсутствие раздельного исследования разных аудиозаписей. Ни одна методика не допускает совместного исследования нескольких записей. Каждая – самостоятельный объект с уникальными характеристиками. Если раздельного анализа нет, а вывод дан общий, то исследование неполное и необъективное.
  • Выводы не соответствуют вопросам. Если вопрос ставился о признаках монтажа, а эксперт отвечает о том, что фонограмма является неполной, не подлинной, не аутентичной и т.п. – перед нами попытка ввести адресата в заблуждение, а сам вывод не имеет под собой основания.

Более специфические ошибки может увидеть только другой эксперт, а точнее, пара экспертов – акустик и лингвист. Это можно сделать в порядке консультации или рецензирования заключения, чтобы затем представить рецензию в суд.

Чтобы прочитать больше материалов по теме, кликните по соответствующим тегам.

У вас остались вопросы? Задайте их нам!