Помните про «группы смерти» и игру «Синий кит»? Мы как эксперты тоже не оставались в стороне от этих громких дел, но теперь, когда шумиха поутихла, можем немного рассказать, с чем работали и какие проводили исследования.
Эксперты «Судебно-экспертного агентства» провели около 5 психолого-лингвистических экспертиз, но работали уже с последствиями деятельности групп, а не их содержанием.
На исследование нам предоставили:
- материалы личной переписки подростков в соцсетях,
- дневниковые записи,
- аудио и видео со страницы подростков в Vk,
- копии протоколов осмотров и допросов подростков.
Все экспертизы проводились, чтобы установить наличие в материалах:
- информации о подготовке и планировании самоубийства в связи с участием в игре,
- лингвистических и психологических признаков побуждения к совершению самоубийства или высказываний, свидетельствующих о намерении его совершить,
- направленности на формирование установки к самоубийству,
- положительной оценки или оправдания допустимости суицида.
Исследования по вопросам проводились комиссией экспертов-лингвистов и психологов в соответствии с экспертной компетенцией.
Работа лингвистов
Участие в игре
Анализ по вопросам начался с применения лексико-семантического метода, анализа узуального и контекстуального употребления. Исследование лексики и словоупотребления позволило выявить:
- варианты названий и характеристики игры: «Синий кит», «1366», «идти до конца», «там будет приз ... Смерть»,
- информацию о правилах и способах осуществления игры: наличие куратора, общение через Скайп и Viber, сроки игры и порядковые номера в зависимости от срока самоубийства, задания по причинению себе вреда, возраст участников, отчеты перед куратором.
Информация об участии в игре конкретных лиц также в текстах была выражена прямо:
- через указания на конкретный срок предполагаемого самоубийства: «через 8 дней для меня будет конец игры», «17 дней... и потом всё»,
- через обсуждения способов суицида: «хочу либо повеситься перед скайпом, либо спрыгнуть»,
- через использование в дневнике хештегов «групп смерти»: #синий кит, #ня пока, #депрессивный кит, #хочу выпилиться, #разбуди меня в 4:20,
- через использование невербальных компонентов: рисунки крестов, надгробий.
Признаки побуждения
Чтобы выявить лингвистические признаки побуждения к самоубийству и высказывания о намерении его совершить, эксперты использовали методы семантико-прагматического и контекстуального анализа.
Исследование показало, что в материалах имеется следующая информация:
- новые задания поступают от куратора: «ХХХ нам в скайпе никакое задание не давал насчёт игры?», «я тебе щас перешлю твоё»,
- задания представлены в форме глаголов в повелительном наклонении и глаголов в форме будущего времени совершенного вида со значением обязательности наступления действия: «порежь себе запястье», «ты отправишься в рай»,
- значение автоадресации побуждения передается с помощью цитирования песен суицидальной направленности: «Прыгай вниз, прыгай вниз не бойся...»
Значение намерения совершить самоубийства передается с помощью:
- высказываний со значением желания: «хочу уйти из жизни», «решила сама покончить жизнь самоубийством», «Я хочу не проживать каждый день ощущая боль»,
- высказываний со значением готовности: «Ж1 — Ты как? Готова?) Ж2 — Ага ещё как.)»,
- высказываний со значением планирования: «Хочу либо повеситься перед скайпом, либо спрыгнуть»,
- высказываний со значением нежелания жить: «я уже решила что не хочу жить))»,
- заголовков дневниковых записей в виде обратного отсчета до дня самоубийства: «#29 дней до дня моего самоубийства», «#осталось ещё 27 дней»,
- цитат из книги С. Крамер «Пятьдесят дней до моего самоубийства», конструкций с глаголами будущего времени совершенного вида со значением намерения: «Умру и никому не скажу...», «Я исчезну, ты не заметишь».
Положительная оценка
Чтобы установить наличие в материалах положительной оценки и оправдания допустимости суицида, эксперты и коммуникативную направленность текста, его содержательные, социально-интерактивные и эмоциональные составляющие.
Информацию о положительной оценке и оправдании суицида эксперты искали в аудио и видеозаписях со страницы подростка. Большинство из них принадлежат художественному дискурсу и представляют собой тексты с темами одиночества, неразделенной любви, и тематика суицида в них не актуализирована.
В нескольких текстах эксперт обнаружил отнесенность к теме суицида, о чем свидетельствует использованная лексика и конструкции со значением совершения суицидальных действий:
- «Прыгай вниз! Прыгай вниз, не бойся! Твоя жизнь — сплошная ложь»,
- «Наглотаться таблеток, в ванне закрыться».
Положительная оценка действий суицидальной направленности и оправдание их допустимости выражается с помощью:
- высказываний со значением негативной оценки жизни адресата: «свет, который так жесток»,
- пресуппозиции «Жизнь — это страдание, а суицид — единственный выход их избежать».
Работа психологов
Психологи, как правило, подключаются к работе параллельно с лингвистами, выполняя свою часть исследования. По итогу эксперты совместно формулируют синтезирующую общую часть.
В экспертизах по делам о «группах смерти» психолог привлекался для решения вопросов о:
- психологических признаках побуждения к совершению самоубийства или высказываниях, свидетельствующих о намерении его совершить,
- направленности на формирование установки к самоубийству,
- психологических признаках положительной оценки или оправдания допустимости суицида.
Признаки побуждения
Исследуя материалы переписки подростков, эксперт выявил высказывания с указанием к совершению акта парасуицида от имени третьего лица — куратора.
В высказываниях пользователи обсуждают сообщение куратора с заданием, которое поможет перейти на новый уровень: «<...> через 15 дней ты отправишься в рай <...> 12:30 задание порежь себе запястье,<...> переход на следующий уровень».Парасуицид — несмертельное умышленное самоповреждение (самоотравление), которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) — синоним суицидальной попытки. Объединяет весь класс несмертельных суицидальных действий или действий с низкой суицидальной вероятностью (невозможностью осуществления самоубийства). Краткий толковый психолого-психиатрический словарь
Это высказывание в соответствии с общей темой «выполнения заданий», направленных на формирование суицидального поведения, рассматривается как очередной этап «игры», ведущей к совершению суицида. Подобные обсуждения повторно встречаются в переписке подростков.
Также эксперт выявил неоднократные высказывания с решением совершить суицид. Такое поведение пользователя соответствует пресуицидальному, что выражается в:
- фиксированной позиции,
- актуализации антивитальных мыслей,
- нечувствительности к критике других лиц,
- выражении переживания «отрицательного жизненного баланса».
В переписке с другими пользователями эксперт выявил суицидальные замыслы подростка, которые выражаются через указание на конкретные действия и место самоубийства, что соответствует второму этапу суицидальной готовности.
Анализ личного дневника также показал наличие признаков сформированного намерения автора совершить самоубийство и автоадресации побуждения. В тексте автор:
- проявляет пресуицидальную позицию через высказывания со значением изолированности и замкнутости его позиции,
- самостоятельно формирует установку к самоубийству, обдумывая способ и место суицида,
- транслирует парасуицидальные мысли и «последнюю волю»,
- использует невербальные способы показать верность своим установкам (коричневые пятна на страницах, напоминающие кровь).
Исследование аудио и видео со страницы подтвердило выводы эксперта о наличии в ряде фонограмм признаков побуждения и оправдания совершить суицид, которые выражены с помощью:
- девальвации ценности жизни: «Твоя жизнь — сплошная ложь»,
- указания на конкретное действие: «Прыгай вниз, и ни о чем не беспокойся»,
- высказываний со значением нормативности суицидального поступка: «Мир, где вскрыться легче, чем заставить себя жить»,
- указания на конкретный способ совершения самоубийства: «Наглотаться таблеток, в ванне закрыться»,
- указания на некритичное восприятие реципиентом предлагаемых действий: «Сделать все без сожаления».
Формирование установки
Анализируя материалы на предмет высказываний, формирующих установки к совершению самоубийства, эксперт обнаружил только высказывания, направленные на формирование у подростка установки к прекращению суицидальной активности:
- «Не играй в эту игру Не нужно»,
- «Люби жизнь, она дается один раз»,
- «подумай...жизнь прекрасна».
Исследование аудио и видеоматериалов со страницы в соцсети показало наличие признаков побуждения и оправдания самоубийства как способа избежать страданий при жизни. Этими же средствами в приведенных высказываниях формируется установка подростка к предлагаемым суицидальным действиям.
Выводы
Изучив материалы дела и проведя необходимые исследования, эксперты полностью сошлись в выводах об:
- участии подростков в игре «Синий кит» и ей подобных,
- планомерном формировании у них намерения совершить суицид со стороны третьих лиц — кураторов в игре,
- о положительной оценке и оправдании суицида со стороны подростков.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, чтобы получить еще больше информации.