Что и как изучали эксперты по делам о «группах смерти»

Помните про «группы смерти» и игру «Синий кит»? Мы как эксперты тоже не оставались в стороне от этих громких дел, но теперь, когда шумиха поутихла, можем немного рассказать, с чем работали и какие проводили исследования.

Эксперты «Судебно-экспертного агентства» провели около 5 психолого-лингвистических экспертиз, но работали уже с последствиями деятельности групп, а не их содержанием.

На исследование нам предоставили:

  • материалы личной переписки подростков в соцсетях,
  • дневниковые записи,
  • аудио и видео со страницы подростков в Vk,
  • копии протоколов осмотров и допросов подростков.

Все экспертизы проводились, чтобы установить наличие в материалах:

  • информации о подготовке и планировании самоубийства в связи с участием в игре,
  • лингвистических и психологических признаков побуждения к совершению самоубийства или высказываний, свидетельствующих о намерении его совершить,
  • направленности на формирование установки к самоубийству,
  • положительной оценки или оправдания допустимости суицида.

Исследования по вопросам проводились комиссией экспертов-лингвистов и психологов в соответствии с экспертной компетенцией.

Работа лингвистов

Участие в игре

Анализ по вопросам начался с применения лексико-семантического метода, анализа узуального и контекстуального употребления. Исследование лексики и словоупотребления позволило выявить:

  • варианты названий и характеристики игры: «Синий кит», «1366», «идти до конца», «там будет приз ... Смерть»,
  • информацию о правилах и способах осуществления игры: наличие куратора, общение через Скайп и Viber, сроки игры и порядковые номера в зависимости от срока самоубийства, задания по причинению себе вреда, возраст участников, отчеты перед куратором.

Информация об участии в игре конкретных лиц также в текстах была выражена прямо:

  • через указания на конкретный срок предполагаемого самоубийства: «через 8 дней для меня будет конец игры», «17 дней... и потом всё»,
  • через обсуждения способов суицида: «хочу либо повеситься перед скайпом, либо спрыгнуть»,
  • через использование в дневнике хештегов «групп смерти»: #синий кит, #ня пока, #депрессивный кит, #хочу выпилиться, #разбуди меня в 4:20,
  • через использование невербальных компонентов: рисунки крестов, надгробий.

Признаки побуждения

Чтобы выявить лингвистические признаки побуждения к самоубийству и высказывания о намерении его совершить, эксперты использовали методы семантико-прагматического и контекстуального анализа.

Исследование показало, что в материалах имеется следующая информация:

  • новые задания поступают от куратора: «ХХХ нам в скайпе никакое задание не давал насчёт игры?», «я тебе щас перешлю твоё»,
  • задания представлены в форме глаголов в повелительном наклонении и глаголов в форме будущего времени совершенного вида со значением обязательности наступления действия: «порежь себе запястье», «ты отправишься в рай»,
  • значение автоадресации побуждения передается с помощью цитирования песен суицидальной направленности: «Прыгай вниз, прыгай вниз не бойся...»

Значение намерения совершить самоубийства передается с помощью:

  • высказываний со значением желания: «хочу уйти из жизни», «решила сама покончить жизнь самоубийством», «Я хочу не проживать каждый день ощущая боль»,
  • высказываний со значением готовности: «Ж1 — Ты как? Готова?) Ж2 — Ага ещё как.)»,
  • высказываний со значением планирования: «Хочу либо повеситься перед скайпом, либо спрыгнуть»,
  • высказываний со значением нежелания жить: «я уже решила что не хочу жить))»,
  • заголовков дневниковых записей в виде обратного отсчета до дня самоубийства: «#29 дней до дня моего самоубийства», «#осталось ещё 27 дней»,
  • цитат из книги С. Крамер «Пятьдесят дней до моего самоубийства», конструкций с глаголами будущего времени совершенного вида со значением намерения: «Умру и никому не скажу...», «Я исчезну, ты не заметишь».

Положительная оценка

Чтобы установить наличие в материалах положительной оценки и оправдания допустимости суицида, эксперты и коммуникативную направленность текста, его содержательные, социально-интерактивные и эмоциональные составляющие.

Информацию о положительной оценке и оправдании суицида эксперты искали в аудио и видеозаписях со страницы подростка. Большинство из них принадлежат художественному дискурсу и представляют собой тексты с темами одиночества, неразделенной любви, и тематика суицида в них не актуализирована.

В нескольких текстах эксперт обнаружил отнесенность к теме суицида, о чем свидетельствует использованная лексика и конструкции со значением совершения суицидальных действий:

  • «Прыгай вниз! Прыгай вниз, не бойся! Твоя жизнь — сплошная ложь»,
  • «Наглотаться таблеток, в ванне закрыться».

Положительная оценка действий суицидальной направленности и оправдание их допустимости выражается с помощью:

  • высказываний со значением негативной оценки жизни адресата: «свет, который так жесток»,
  • пресуппозиции «Жизнь — это страдание, а суицид — единственный выход их избежать».

Работа психологов

Психологи, как правило, подключаются к работе параллельно с лингвистами, выполняя свою часть исследования. По итогу эксперты совместно формулируют синтезирующую общую часть.

В экспертизах по делам о «группах смерти» психолог привлекался для решения вопросов о:

  • психологических признаках побуждения к совершению самоубийства или высказываниях, свидетельствующих о намерении его совершить,
  • направленности на формирование установки к самоубийству,
  • психологических признаках положительной оценки или оправдания допустимости суицида.

Признаки побуждения

Исследуя материалы переписки подростков, эксперт выявил высказывания с указанием к совершению акта парасуицида от имени третьего лица — куратора.

Парасуицид — несмертельное умышленное самоповреждение (самоотравление), которое нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических последствий. По определению ВОЗ (1982) — синоним суицидальной попытки. Объединяет весь класс несмертельных суицидальных действий или действий с низкой суицидальной вероятностью (невозможностью осуществления самоубийства). Краткий толковый психолого-психиатрический словарь

В высказываниях пользователи обсуждают сообщение куратора с заданием, которое поможет перейти на новый уровень: «<...> через 15 дней ты отправишься в рай <...> 12:30 задание порежь себе запястье,<...> переход на следующий уровень».

Это высказывание в соответствии с общей темой «выполнения заданий», направленных на формирование суицидального поведения, рассматривается как очередной этап «игры», ведущей к совершению суицида. Подобные обсуждения повторно встречаются в переписке подростков.

Также эксперт выявил неоднократные высказывания с решением совершить суицид. Такое поведение пользователя соответствует пресуицидальному, что выражается в:

  • фиксированной позиции,
  • актуализации антивитальных мыслей,
  • нечувствительности к критике других лиц,
  • выражении переживания «отрицательного жизненного баланса».

В переписке с другими пользователями эксперт выявил суицидальные замыслы подростка, которые выражаются через указание на конкретные действия и место самоубийства, что соответствует второму этапу суицидальной готовности.

Анализ личного дневника также показал наличие признаков сформированного намерения автора совершить самоубийство и автоадресации побуждения. В тексте автор:

  • проявляет пресуицидальную позицию через высказывания со значением изолированности и замкнутости его позиции,
  • самостоятельно формирует установку к самоубийству, обдумывая способ и место суицида,
  • транслирует парасуицидальные мысли и «последнюю волю»,
  • использует невербальные способы показать верность своим установкам (коричневые пятна на страницах, напоминающие кровь).

Исследование аудио и видео со страницы подтвердило выводы эксперта о наличии в ряде фонограмм признаков побуждения и оправдания совершить суицид, которые выражены с помощью:

  • девальвации ценности жизни: «Твоя жизнь — сплошная ложь»,
  • указания на конкретное действие: «Прыгай вниз, и ни о чем не беспокойся»,
  • высказываний со значением нормативности суицидального поступка: «Мир, где вскрыться легче, чем заставить себя жить»,
  • указания на конкретный способ совершения самоубийства: «Наглотаться таблеток, в ванне закрыться»,
  • указания на некритичное восприятие реципиентом предлагаемых действий: «Сделать все без сожаления».

Формирование установки

Анализируя материалы на предмет высказываний, формирующих установки к совершению самоубийства, эксперт обнаружил только высказывания, направленные на формирование у подростка установки к прекращению суицидальной активности:

  • «Не играй в эту игру Не нужно»,
  • «Люби жизнь, она дается один раз»,
  • «подумай...жизнь прекрасна».

Исследование аудио и видеоматериалов со страницы в соцсети показало наличие признаков побуждения и оправдания самоубийства как способа избежать страданий при жизни. Этими же средствами в приведенных высказываниях формируется установка подростка к предлагаемым суицидальным действиям.

Выводы

Изучив материалы дела и проведя необходимые исследования, эксперты полностью сошлись в выводах об:

  • участии подростков в игре «Синий кит» и ей подобных,
  • планомерном формировании у них намерения совершить суицид со стороны третьих лиц — кураторов в игре,
  • о положительной оценке и оправдании суицида со стороны подростков.

Наши услуги