Психологические исследования в судебной сексологии являются актуальными для решения экспертно-диагностических задач, связанных с различными юридически значимыми аспектами сексуального поведения. Анализ сексуальной сферы с позиции психологии позволяет объективировать и верифицировать данные сексологического исследования, а также раскрыть целый пласт психологических феноменов, имеющих отношение к психосексуальной сфере: личностных смыслов, отношений, установок.
Задачи исследования
Спектр экспертных задач, требующих применения психологических знаний в судебной сексологии, достаточно широк как в уголовном, так и в гражданском праве. Эксперты занимаются, например:
- экспертной оценкой обвиняемых, потерпевших и свидетелей по делам о сексуальных правонарушениях,
- экспертизой сексуальной зрелости,
- экспертизой спорных половых состояний.
Как правило, подобные исследования проводятся с одновременным участием психиатра, психолога и сексолога. Это обусловлено тем, что изучение многих аспектов юридически значимых психических явлений требует совместного применения специальных познаний, как медицинских (психиатрических и сексологических), так и психологических.
Сексолог устанавливает закономерности и особенности формирования полоролевых функций и осуществления сексуальной активности, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.
Эксперт-психиатр оценивает юридическое значение психических расстройств, эксперт-психолог выявляет значимые особенности психического отражения действительности и регуляции поведения.
Задача последнего — установить влияние различных психологических факторов на возможность регуляции психической деятельности и степень произвольности поведения подэкспертного в юридически значимой ситуации.
При этом анализ результатов экспериментально-психологического исследования сочетается с ретроспективным отчетом подэкспертного о динамике криминальной ситуации и свидетельскими показаниями.
Две основные сферы психологического исследования в судебной сексологии
- изучение характеристик личности в сексуальной сфере:
- полоролевая идентичность;
- представления о стереотипах поведения мужчин, женщин и отношение к ним;
- установки, ценности в отношении стереотипного поведения;
- отношение к представителю противоположного пола;
- особенности усвоения половой роли;
- исследование особенностей межличностного взаимодействия, социальных коммуникативных навыков, способности к установлению и поддержанию контактов, эмоциональному сопереживанию, прогнозированию поведения другого человека, эмоционального межличностного восприятия, способов разрешения межличностных конфликтов.
Методы исследования
Специфических и универсальных методов, позволяющих установить интересующие психологические параметры, до сих пор не существует. Кроме того, описаний применения психологических методов в сексологии не так много. Поэтому для экспертного исследования используются методы и методики, которые применяются для изучения различных аспектов личности.
Вопросы для исследования
Обычно вопросы, которые ставят перед экспертом, отражают комплексный характер исследования.
Чтобы выявить индивидуальные особенности сексуальности и определить их влияние на поведение в момент преступления, оценить степень опасности или признать обвиняемого ограниченно вменяемым, вопросы можно сформулировать следующим образом:
- Имеются ли у подэкспертного признаки каких-либо аномалий сексуальности, которые оказали бы влияние на его поведение в такой-то ситуации?
- Если таковые имеются, то в какой степени их влияние на поведение было выражено, носят ли они болезненный, патологический характер и лишали ли они подэкспертного возможности осознавать фактический характер и значение своих действий либо руководить ими в период совершения инкриминируемого ему деяния?
- Нуждается ли подэкспертный в применении к нему принудительных мер медицинского характера с учетом возможной патологии сексуальной сферы и связанной с данными расстройствами его общественной опасностью?
Чтобы установить у несовершеннолетних обвиняемых нарушения полового и психосексуального созревания, которые повлияли на поведение в момент преступления или на способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, подойдет формулировка вопроса:
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки дисгармонии (аномалии) психосексуального развития, если да, то в какой мере они оказывали влияние на его поведение и мог ли он в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в данной ситуации?
Чтобы определить транссексуализм, который сопровождается комплексом психопатологических образований, влияющих на оценку способности к отражению окружающего и сохранности регуляторных механизмов поведения, один из правильных вариантов вопроса следующий:
- Имеются ли у подэкспертного физические и психические особенности, которые могли бы явиться основанием для смены его паспортного пола?
- Если да, то имели ли данные особенности подэкспертного влияние на его поведение в такой-то ситуации?
Экспертная оценка потерпевших от сексуальных преступлений включает три основных задачи:
- установление беспомощного состояния,
- оценка способности давать показания,
- определение степени тяжести повреждений, которые являются особыми составами преступления.
Вопросы, соответствующие задачам, можно сформулировать так:
- Мог ли потерпевший(ая) по уровню своего психосексуального развития или в силу каких-либо аномалий сексуальности в момент правонарушения правильно понимать характер и значение действий преступника или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной ситуации?
- Может ли потерпевший(ая) по уровню своего психосексуального развития или в силу возможных аномалий сексуальности правильно воспринимать такие-то обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания (правильно их воспроизвести)?
- Какие непосредственные и отдаленные последствия имело для потерпевшего совершение с ним конкретных действий? Какова степень тяжести наступивших расстройств психической и сексуальной сфер?