Судебно-экспертное агентство
Москва, Кузнецкий Мост 21/5, Офис 5059 Москва
+7 (800) 600-84-29 +7 (985) 784-84-28 info@sudagent.ru

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: экспертиза и объекты исследования

Как это ни банально, но с каждым днем мы все больше и больше в интернете, особенно в связи с последними событиями. Мы дома работаем, дома учимся и развлекаемся.

Дети и подростки теперь большую часть времени в онлайне, и это провоцирует волну преступлений против несовершеннолетних, совершаемых в Сети. В частности нам нередко приходится работать с материалами электронных переписок на сексуальную тему. Как правило, с их помощью злоумышленники склоняют несовершеннолетних к сексуальным действиям.

Общение на сексуальные темы в интернете называется секстинг, но если такой диалог ведется между взрослым и ребенком, то такое общение называется груминг

Для расследования подобных преступлений основное доказательство — это собственно переписка. Чтобы установить всю криминалистически значимую информацию, важно назначать лингвистическую экспертизу или комплексную психолого-лингвистическую экспертизу.

Что может установить эксперт-лингвист

В ходе исследования эксперты могут выявить:

  • о чем идет речь в переписке. Возможно, в тексте разговора нет прямых упоминаний половых органов, сексуальных действий или других номинаций на тему секса, а подозрительные слова были употреблены в переносном значении. Эксперт установит это на основании контекста;
  • признаки побуждения к совершению сексуальных действий, к встрече;
  • инициатора общения;
  • признаки скрываемых отношений.

Что может установить эксперт-психолог

Психолог анализирует особенности психической деятельности участников разговора и определяет:

  • наличие деструктивного влияния переписки на психическое развитие личности несовершеннолетнего. Для этого эксперту нужны результаты психологических тестов потерпевшего;
  • направленность общения на привлечение интереса несовершеннолетнего к сексуальным отношениям.

Как подготовить материалы для исследования

Для того, чтобы переписка была действительно ценным объектом исследования, результаты которого помогут квалифицировать деяние, и экспертиза не являлась формальным следственным этапом, необходимо предоставление полного текста переписки, содержащей интересующие высказывания.

Фразы «Покажи свою прелесть», «Классный пирог», «Давай замутим чики-пики», вырванные из контекста, будут признаны экспертом как ограниченно пригодные или полностью непригодные объекты для исследования.

Полнота переписки, что значит для эксперта цельность текста, имеет определяющее значение для целесообразности назначения экспертизы.

Если общение имеет длительный характер с использованием разных каналов связи и устройств, имеет смысл исследовать всю коммуникацию в совокупности, иначе исследование будет недостоверным.

Типовые вопросы

  1. Идет ли речь в переписке между Ф.И.О. и Ф.И.О. о действиях, имеющих отношение к половым органам, половой сфере человека?
  2. Кто является инициатором общения в переписке между Ф.И.О. и Ф.И.О.?
  3. Имеются ли в переписке между Ф.И.О. и Ф.И.О. признаки побуждения к встрече?
  4. Имеются ли в переписке между Ф.И.О. и Ф.И.О. вербальные показатели скрываемых отношений?
  5. Содержатся ли в разговоре признаки побуждения/принуждения к совершению действий сексуального характера (действий, имеющих отношение к половым органам, половой сфере человека)? Если да, то каков характер волеизъявления (просьба, требование, предложение, совет или др.)?
  6. Имеются ли признаки вербальной агрессии в форме угрозы?
  7. Имеются ли в высказываниях собеседника несовершеннолетнего признаки побуждения к действиям, имеющим отношение к половым органам, половой сфере человека?
  8. Являются ли указанные высказывания нарушением норм коммуникативной этики в данной речевой ситуации?
  9. Идет ли в разговоре речь о совершении действий сексуального характера в обмен на получение денежных средств?
  10. Могут ли действия Ф.И.О. оказать деструктивное влияние на процесс социализации несовершеннолетних, формирование системы ценностных ориентаций и мировоззрения, а также приводить к искажению психосексуального развития? (для эксперта-психолога)
  11. Является ли коммуникативной целью высказываний Ф.И.О. привлечение интереса Ф.И.О. к сексуальным отношениям? (для эксперта-психолога).

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: экспертиза и объекты исследования

Как это ни банально, но с каждым днем мы все больше и больше в интернете, особенно в связи с последними событиями. Мы дома работаем, дома учимся и развлекаемся.

Дети и подростки теперь большую часть времени в онлайне, и это провоцирует волну преступлений против несовершеннолетних, совершаемых в Сети. В частности нам нередко приходится работать с материалами электронных переписок на сексуальную тему. Как правило, с их помощью злоумышленники склоняют несовершеннолетних к сексуальным действиям.

Общение на сексуальные темы в интернете называется секстинг, но если такой диалог ведется между взрослым и ребенком, то такое общение называется груминг

Для расследования подобных преступлений основное доказательство — это собственно переписка. Чтобы установить всю криминалистически значимую информацию, важно назначать лингвистическую экспертизу или комплексную психолого-лингвистическую экспертизу.

Что может установить эксперт-лингвист

В ходе исследования эксперты могут выявить:

  • о чем идет речь в переписке. Возможно, в тексте разговора нет прямых упоминаний половых органов, сексуальных действий или других номинаций на тему секса, а подозрительные слова были употреблены в переносном значении. Эксперт установит это на основании контекста;
  • признаки побуждения к совершению сексуальных действий, к встрече;
  • инициатора общения;
  • признаки скрываемых отношений.

Что может установить эксперт-психолог

Психолог анализирует особенности психической деятельности участников разговора и определяет:

  • наличие деструктивного влияния переписки на психическое развитие личности несовершеннолетнего. Для этого эксперту нужны результаты психологических тестов потерпевшего;
  • направленность общения на привлечение интереса несовершеннолетнего к сексуальным отношениям.

Как подготовить материалы для исследования

Для того, чтобы переписка была действительно ценным объектом исследования, результаты которого помогут квалифицировать деяние, и экспертиза не являлась формальным следственным этапом, необходимо предоставление полного текста переписки, содержащей интересующие высказывания.

Фразы «Покажи свою прелесть», «Классный пирог», «Давай замутим чики-пики», вырванные из контекста, будут признаны экспертом как ограниченно пригодные или полностью непригодные объекты для исследования.

Полнота переписки, что значит для эксперта цельность текста, имеет определяющее значение для целесообразности назначения экспертизы.

Если общение имеет длительный характер с использованием разных каналов связи и устройств, имеет смысл исследовать всю коммуникацию в совокупности, иначе исследование будет недостоверным.

Типовые вопросы

  1. Идет ли речь в переписке между Ф.И.О. и Ф.И.О. о действиях, имеющих отношение к половым органам, половой сфере человека?
  2. Кто является инициатором общения в переписке между Ф.И.О. и Ф.И.О.?
  3. Имеются ли в переписке между Ф.И.О. и Ф.И.О. признаки побуждения к встрече?
  4. Имеются ли в переписке между Ф.И.О. и Ф.И.О. вербальные показатели скрываемых отношений?
  5. Содержатся ли в разговоре признаки побуждения/принуждения к совершению действий сексуального характера (действий, имеющих отношение к половым органам, половой сфере человека)? Если да, то каков характер волеизъявления (просьба, требование, предложение, совет или др.)?
  6. Имеются ли признаки вербальной агрессии в форме угрозы?
  7. Имеются ли в высказываниях собеседника несовершеннолетнего признаки побуждения к действиям, имеющим отношение к половым органам, половой сфере человека?
  8. Являются ли указанные высказывания нарушением норм коммуникативной этики в данной речевой ситуации?
  9. Идет ли в разговоре речь о совершении действий сексуального характера в обмен на получение денежных средств?
  10. Могут ли действия Ф.И.О. оказать деструктивное влияние на процесс социализации несовершеннолетних, формирование системы ценностных ориентаций и мировоззрения, а также приводить к искажению психосексуального развития? (для эксперта-психолога)
  11. Является ли коммуникативной целью высказываний Ф.И.О. привлечение интереса Ф.И.О. к сексуальным отношениям? (для эксперта-психолога).
Публикации
Наши услуги
Карточки