Судебно-экспертное агентство
Москва, Кузнецкий Мост 21/5, Офис 5059 Москва
+7 (800) 600-84-29 +7 (985) 784-84-28 info@sudagent.ru

Топ-10 ошибок экспертов-психологов: как оценить заключение психологической экспертизы

Эксперт - это человек, и, как и у всех, у него могут быть ошибки. Однако последствия ошибок судебных экспертов могут быть катастрофическими - ошибочное решение суда, ущерб репутации, а также снижение доверия общества к судебной системе в целом. Сегодня мы расскажем как самостоятельно оценить заключение эксперта-психолога.

Как правило, решение правовых вопросов и выход за пределы компетенции - одни из самых очевидных ошибок экспертов-психологов. Например, психологи в своих исследованиях могут “ставить диагнозы” (в заключении это может выглядеть так: “Таким образом, И.Иванов страдает алкоголизмом / наркоманией / педофилией”), хотя это относится к компетенции экспертов других специальностей (психиатра, сексолога и т.д.). Или, к примеру, признают речь на допросе спонтанной и неподготовленной, хотя это входит в компетенцию фоноскопической экспертизы. А еще эксперты-психологи грешат определением того или иного информационного материала как “экстремистского” (в выводах можно встретить такую формулировку: “....содержит признаки экстремизма”/ “...является экстремистским материалом”). А что делать, если таких грубых нарушений не допущено? Как понять, что проведенное экспертом-психологом исследование отвечает требованиям полноты, всесторонности и объективности? Давайте разбираться.

Ошибки экспертов-психологов при производстве экспертизы в отношении живых лиц

Рассмотрим варианты ошибок психологов-экспертах в очных видах экспертиз. Такие исследования проводятся, если нужно определить место жительства ребенка или установить причинно-следственную связь между суицидом одного лица и совершенными ранее действиями другого лица, а также в других случаях.

  • 1. Вывод исключительно на основе результатов проективных методик.
  • Так, в одном из представленных нам на рецензию психологических заключений вывод о характере взаимоотношений ребенка с опекунами был сделан экспертом исходя из результатов выполненного восьмицветового теста Люшера. Такой вывод является необоснованным, что мы и отметили в своей рецензии на представленное заключение.

  • 2. Выбор ненадлежащего места для проведения исследований.
  • Например, в одном из поступивших нам на рецензирование заключений обследование ребенка экспертом-психологом проводилось в гостиничном номере. В таком случае работу эксперта-психолога точно нельзя назвать профессиональной.

  • 3. Отсутствие психологического анализа материалов дела.
  • При проведении судебной экспертизы анализ материалов дела является самостоятельным этапом деятельности эксперта-психолога. Но зачастую психологи игнорируют этот момент, либо используют при составлении заключения отдельные сведения, чаще всего полученные в ходе беседы с обследуемым. Отсутствие анализа материалов дела не позволяет в полном объеме и всесторонне оценить результаты проведенного исследования.

  • 4. Использование методик, которые не имеют отношения к судебно-экспертной практике.
  • По большей части это имеет отношение к использованию таких проективных методик, как «Методика звуковой диагностики», «Рисунок вазы», «Человек под дождем», «Дудочка», «Железный человек», «Волшебная палочка», «Дом, дерево, человек». Применение таких методик (а также их модификаций) в сочетании с некорректными, непрофессиональными, субъективными интерпретациями не допускается при проведении психологического исследования несовершеннолетних.

  • 5. Использование методик, не соответствующих возрастным особенностям обследуемого.
  • Так, к нам на рецензию попало психологическое заключение, в котором для исследования сферы межличностных отношений ребенка трех лет и его восприятия внутрисемейных отношений был использован тест Рене Жиля. При этом данную методику рекомендуется проводить с детьми от 5 лет.

Ошибки экспертов-психологов при производстве экспертизы информационных материалов

Другая категория экспертных исследований, в которых участвует эксперт-психолог - это экспертиза информационных материалов. Такие исследования проводятся в рамках противодействию экстремизму, терроризму, сексуальному насилию над детьми, распространению порнографии, суицидам. Чаще всего в таких исследованиях эксперты-психологи допускают следующие ошибки.

  • 1. Установление реального влияния информационного материала на сознание человека.
  • Так, на разрешение эксперта-психолога могут поставить следующий вопрос: “Какое влияние на сознание человека может оказать просмотр исследуемого материала?”. Однозначно установить реальное воздействие материала на адресата невозможно. Также некорректной является практика проведения социально-психологических экспериментов, когда спорный материал предлагается экспериментальной группе для оценки.

  • 2. Установление соответствия психического развития несовершеннолетнего паспортному возрасту.
  • Так, в одном из представленных нам на рецензию заключений эксперт-психолог решал вопрос о соответствии психического развития ребенка его паспортному возрасту. Следует помнить, что такой вопрос является методологически некорректным. Ответить на такой вопрос категорично невозможно, так как нормы имеют не количественный, а качественный характер. Они относятся к возрастным периодам, а не к конкретным календарным возрастам внутри периода.

  • 3. Решение вопроса о правдивости показаний.
  • Исследования достоверности показаний проводятся посредством анализа поведения и эмоций, которые позволяют (согласно мнению некоторых экспертов) разделять ложные высказываниях от истинных. Но возможности такого разграничения не имеют под собой экспериментального обоснования, то есть являются ненаучными. Таким образом, указанные исследования характеризуются отсутствием воспроизводимости результатов, большим субъективизмом и крайне низкой точностью выводов.

  • 4. Установление возраста несовершеннолетнего по видеозаписи.
  • Такая задача не входит в компетенцию эксперта-психолога. Эксперт может лишь сказать, выглядит ли зафиксированное лицо как несовершеннолетнее или совершеннолетнее. И делает эксперт-психолог такое предположение, исходя из представлений о том, как выглядят совершеннолетние / несовершеннолетние лица по внешним (физиологическим и антропометрическим) признакам. При анализе учитываются такие критерии, как рост, развитие мускулатуры, сформированность половых органов, степень оволосения тела, половых органов, подмышечных впадин.

Если у вас на руках имеется психологическое исследование и вы заметили хотя бы один из названных пунктов, смело направляйте его нам на рецензию. Такие ошибки допускают некомпетентные специалисты. А квалификация экспертов-психологов нашего центра позволяет со 100% гарантией ручаться в качестве психологических исследований.

У вас остались вопросы? Задайте их нам!

Топ-10 ошибок экспертов-психологов: как оценить заключение психологической экспертизы

Эксперт - это человек, и, как и у всех, у него могут быть ошибки. Однако последствия ошибок судебных экспертов могут быть катастрофическими - ошибочное решение суда, ущерб репутации, а также снижение доверия общества к судебной системе в целом. Сегодня мы расскажем как самостоятельно оценить заключение эксперта-психолога.

Как правило, решение правовых вопросов и выход за пределы компетенции - одни из самых очевидных ошибок экспертов-психологов. Например, психологи в своих исследованиях могут “ставить диагнозы” (в заключении это может выглядеть так: “Таким образом, И.Иванов страдает алкоголизмом / наркоманией / педофилией”), хотя это относится к компетенции экспертов других специальностей (психиатра, сексолога и т.д.). Или, к примеру, признают речь на допросе спонтанной и неподготовленной, хотя это входит в компетенцию фоноскопической экспертизы. А еще эксперты-психологи грешат определением того или иного информационного материала как “экстремистского” (в выводах можно встретить такую формулировку: “....содержит признаки экстремизма”/ “...является экстремистским материалом”). А что делать, если таких грубых нарушений не допущено? Как понять, что проведенное экспертом-психологом исследование отвечает требованиям полноты, всесторонности и объективности? Давайте разбираться.

Ошибки экспертов-психологов при производстве экспертизы в отношении живых лиц

Рассмотрим варианты ошибок психологов-экспертах в очных видах экспертиз. Такие исследования проводятся, если нужно определить место жительства ребенка или установить причинно-следственную связь между суицидом одного лица и совершенными ранее действиями другого лица, а также в других случаях.

  • 1. Вывод исключительно на основе результатов проективных методик.
  • Так, в одном из представленных нам на рецензию психологических заключений вывод о характере взаимоотношений ребенка с опекунами был сделан экспертом исходя из результатов выполненного восьмицветового теста Люшера. Такой вывод является необоснованным, что мы и отметили в своей рецензии на представленное заключение.

  • 2. Выбор ненадлежащего места для проведения исследований.
  • Например, в одном из поступивших нам на рецензирование заключений обследование ребенка экспертом-психологом проводилось в гостиничном номере. В таком случае работу эксперта-психолога точно нельзя назвать профессиональной.

  • 3. Отсутствие психологического анализа материалов дела.
  • При проведении судебной экспертизы анализ материалов дела является самостоятельным этапом деятельности эксперта-психолога. Но зачастую психологи игнорируют этот момент, либо используют при составлении заключения отдельные сведения, чаще всего полученные в ходе беседы с обследуемым. Отсутствие анализа материалов дела не позволяет в полном объеме и всесторонне оценить результаты проведенного исследования.

  • 4. Использование методик, которые не имеют отношения к судебно-экспертной практике.
  • По большей части это имеет отношение к использованию таких проективных методик, как «Методика звуковой диагностики», «Рисунок вазы», «Человек под дождем», «Дудочка», «Железный человек», «Волшебная палочка», «Дом, дерево, человек». Применение таких методик (а также их модификаций) в сочетании с некорректными, непрофессиональными, субъективными интерпретациями не допускается при проведении психологического исследования несовершеннолетних.

  • 5. Использование методик, не соответствующих возрастным особенностям обследуемого.
  • Так, к нам на рецензию попало психологическое заключение, в котором для исследования сферы межличностных отношений ребенка трех лет и его восприятия внутрисемейных отношений был использован тест Рене Жиля. При этом данную методику рекомендуется проводить с детьми от 5 лет.

Ошибки экспертов-психологов при производстве экспертизы информационных материалов

Другая категория экспертных исследований, в которых участвует эксперт-психолог - это экспертиза информационных материалов. Такие исследования проводятся в рамках противодействию экстремизму, терроризму, сексуальному насилию над детьми, распространению порнографии, суицидам. Чаще всего в таких исследованиях эксперты-психологи допускают следующие ошибки.

  • 1. Установление реального влияния информационного материала на сознание человека.
  • Так, на разрешение эксперта-психолога могут поставить следующий вопрос: “Какое влияние на сознание человека может оказать просмотр исследуемого материала?”. Однозначно установить реальное воздействие материала на адресата невозможно. Также некорректной является практика проведения социально-психологических экспериментов, когда спорный материал предлагается экспериментальной группе для оценки.

  • 2. Установление соответствия психического развития несовершеннолетнего паспортному возрасту.
  • Так, в одном из представленных нам на рецензию заключений эксперт-психолог решал вопрос о соответствии психического развития ребенка его паспортному возрасту. Следует помнить, что такой вопрос является методологически некорректным. Ответить на такой вопрос категорично невозможно, так как нормы имеют не количественный, а качественный характер. Они относятся к возрастным периодам, а не к конкретным календарным возрастам внутри периода.

  • 3. Решение вопроса о правдивости показаний.
  • Исследования достоверности показаний проводятся посредством анализа поведения и эмоций, которые позволяют (согласно мнению некоторых экспертов) разделять ложные высказываниях от истинных. Но возможности такого разграничения не имеют под собой экспериментального обоснования, то есть являются ненаучными. Таким образом, указанные исследования характеризуются отсутствием воспроизводимости результатов, большим субъективизмом и крайне низкой точностью выводов.

  • 4. Установление возраста несовершеннолетнего по видеозаписи.
  • Такая задача не входит в компетенцию эксперта-психолога. Эксперт может лишь сказать, выглядит ли зафиксированное лицо как несовершеннолетнее или совершеннолетнее. И делает эксперт-психолог такое предположение, исходя из представлений о том, как выглядят совершеннолетние / несовершеннолетние лица по внешним (физиологическим и антропометрическим) признакам. При анализе учитываются такие критерии, как рост, развитие мускулатуры, сформированность половых органов, степень оволосения тела, половых органов, подмышечных впадин.

Если у вас на руках имеется психологическое исследование и вы заметили хотя бы один из названных пунктов, смело направляйте его нам на рецензию. Такие ошибки допускают некомпетентные специалисты. А квалификация экспертов-психологов нашего центра позволяет со 100% гарантией ручаться в качестве психологических исследований.

У вас остались вопросы? Задайте их нам!

Публикации
Наши услуги
Карточки