Проблема провокации взятки встречается часто в экспертной практике, связанной с производством лингвистических экспертиз по делам о коррупции. Причем в большинстве случаев в связи с действиями сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в организации, на получение взятки или предмета коммерческого подкупа.
Вопрос для экспертов
В случае, когда требуется провести лингвистический анализ разговора, связанного с провокацией, рекомендуемым является вопрос:
«Соответствует ли разговор между Ф.И.О. и Ф.И.О. ситуации официально-делового общения? Если нет, то какие нарушения норм официально-делового общения и кем допущены?».
Вопрос «Имеются ли в разговоре признаки провокации, подстрекательства к получению денежных средств» некорректен, поскольку эксперт не вправе осуществлять юридическую квалификацию речевых действий.
Если говорить о провокации взятки, предусмотренной статьей 304 УК РФ, то вопрос для лингвистической экспертизы может быть сформулирован так:
«Выражено ли в разговоре согласие на получение денежных средств?».
Провокация как понятие
Понятия «провокации», «подстрекательства» и «склонения», с одной стороны, имеют правовой характер, с другой — психологический. Именно поэтому целесообразно назначать комплексную психолого-лингвистическую экспертизу текста.
Квалификация речевых действий как провокации является юридической, а лингвисты и психологи могут лишь проанализировать коммуникативную ситуацию и установить наличие или отсутствие отдельных признаков провокационной природы, которые можно соотнести с провокацией в юридическом значении.
В коммуникативном смысле провокация имеет значение побуждения, но вербально выраженного побуждения не содержит. С помощью лингвистических методов эксперт рассматривает провокацию как совокупность речевых действий в конкретной ситуации, использованных, чтобы сформировать условия для совершения лицом нужных действий, побудить лицо совершить такие действия манипулятивным способом.
Лингвистические признаки провокации
С провокацией соотносятся отдельные лингвистические признаки, характеризующие коммуникативную ситуацию:
- отступление от ситуации делового общения,
- инициирование общения или обсуждения проблемной для собеседника темы,
- использование речевых приемов манипулирования, когда с помощью манипуляции человека побуждают предложить или передать деньги.
Отступление от ситуации делового общения
Государственные служащие или должностные лица коммерческой организации в соответствии с законодательством и внутренним регламентом работы могут общаться с гражданами или клиентами по вопросам, входящим в их полномочия, в рабочее время, на рабочем месте и с использованием соответствующих ситуации языковых средств.
Соответственно, отступления от этих норм могут быть истолкованы как косвенные признаки намерения совершить незаконные действия. Например:
- встреча судебного пристава с лицом, у которого арестовано имущество, в его автомобиле во время обеденного перерыва;
- использование обращений на «ты» и по имени, сниженной лексики в разговоре сотрудника ГИБДД и лица, которому грозит штраф.
Инициирование общения или обсуждения проблемной для собеседника темы
В экспертной практике примером инициирования общения на проблемную тему служит следующая ситуация. К сотруднику правоохранительных органов обратился знакомый с просьбой помочь избежать штрафа. В разговоре правоохранитель последовательно отказывается от решения проблем собеседника, но продолжает развивать эту тему: задает вопросы о том, каким образом ему предлагается решить вопрос, какую сумму готов заплатить собеседник. В конце разговора он сам назначает следующую встречу:
«М1 — Давай короче завтра тогда где-то в районе три, начало четвертого, как сегодня, встретимся еще разок, тогда уже наверняка я тебе скажу».
Иные причины для новой встречи, помимо передачи денег, в разговоре отсутствовали. В ситуации отказа от получения денег и выполнения просьбы собеседника приведенная реплика с коммуникативной точки зрения аномальна. Соответственно, имплицитно она представляет собой согласие взяться за решение проблемы и получить за это вознаграждение.
Использование речевых приемов манипулирования
Как правило, анализ речевых средств на предмет наличия приемов манипулирования, стратегий и тактик навязывания инициативы, подведения к определенному выводу, коммуникативному вынуждению проводится совместно с экспертом-психологом.