Судебно-экспертное агентство
Москва, Кузнецкий Мост 21/5, Офис 5059 Москва
+7 (800) 600-84-29 +7 (985) 784-84-28 info@sudagent.ru

Спонтанная речь: как по видео с допросом установить, что говорящий подготовился

Вот несколько ситуаций, с которыми мы регулярно сталкиваемся в экспертной практике в связи с анализом видеозаписей допросов.

Ситуация 1. В материалах дела есть видеозапись допроса, на которой допрашиваемый быстро и четко, с некоторыми подробностями рассказывает о ситуации, свидетелем которой он якобы был. При этом на отдельные вопросы человек затрудняется дать пояснения, хотя для очевидца такие вопросы не вызвали бы сложностей. Речь лица становится совершенно другой.

Ситуация 2. В материалах дела есть видеозапись с допросом свидетеля, на основе которой строится обвинение. На видео видно только лицо человека. Он отвечает на вопросы следователя, но при этом явно читает ответы с листа: водит глазами по строчкам, щурится, чтобы что-то разглядеть, и периодически начинает произносить слова по слогам.

Ситуация 3. В речи человека на допросе часто встречается юридическая терминология, сложные юридические понятия, объемные конструкции официально-делового стиля, однако у него нет ни юридического образования, ни соответствующей практики. При этом при ответе на отдельные вопросы речь становится абсолютно иной и никак не соотносится с предыдущим стилем изложения.

Кажется, что ситуации достаточно очевидны, но в одном адвокатском паблике один из подобных допросов вызвал ряд вопросов среди профессионалов. Как оспорить такое доказательство? Можно ли как-то инициировать проверку правоохранительных органов? Почему-то никто про судебную экспертизу так и не вспомнил, к сожалению, а между тем решение подобных вопросов — это одна из задач фоноскопической экспертизы.

Речь: спонтанная и подготовленная

В ситуациях, когда есть подозрение, что вместо спонтанной речи человек воспроизводит заученный текст или читает с листа, вопросы на исследование можно сформулировать так:

«Является ли речь спонтанной или подготовленной? Представляет ли собой речь чтение текста?»

Анализ речи на спонтанность помогает установить неестественность ситуации и может оказаться важным в случаях:

  • оговора, инсценировки и иных случаев возможной дачи недостоверных показаний;
  • дачи показаний под давлением.

На данный момент существует достаточная методическая база фоноскопической экспертизы, которая позволяет провести обоснованное исследование по подобным вопросам.

Эксперты в ходе исследования могут различить несколько уровней спонтанности устной речи:

  • спонтанная (неподготовленная) речь;
  • частично подготовленная речь;
  • подготовленная речь;
  • заученная речь и читаемые тексты.

Как проводится исследование

Для ответа на вопрос о спонтанном или подготовленном характере речи эксперт проводит анализ всего объема речевого материала.

Он последовательно оценивает звучащую речь на уровне звука, слова и фразы, чтобы выделить типологические признаки, характерные для подготовленной устной речи. При этом в исследовании всегда должна учитываться особенности речевой ситуации и индивидуальные характеристики говорящего (возраст, образование, эрудированность и пр.).

В заключении обязательно должен быть отражен весь ход исследования, включая использованные методы и термины. Обнаруженные признаки эксперт также классифицирует и обосновывает в тексте экспертизы. По результатам исследования в заключении прописывается вывод в соответствии с поставленным вопросом.

Кто проводит исследование на спонтанность

Фоноскопическую экспертизу обычно проводит комиссия экспертов: акустика и лингвиста. Любой из них может ответить на вопрос о дословном содержании, в остальном каждый специалист отвечает за свою часть исследования. Так на вопрос о спонтанном или подготовленном характере речи должен отвечать эксперт-лингвист.

Для этого у него должно быть образование по направлениям «Русский язык», «Русский язык и литература». Подробно требования к базовому образованию экспертов разных специальностей указаны в Приказе РФЦСЭ при Минюсте России от 18.04.2018 № 86/1-1 «О Перечне специальностей высшего профильного образования в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы».

Если у вас похожая ситуация, и вы не знаете, стоит ли назначать экспертизу, проконсультируйтесь с экспертом. Он даст предварительную оценку материала и расскажет о возможных перспективах. Чтобы получить консультацию специалиста «Судебно-экспертного агентства», позвоните нам или напишите на почту info@sudagent.ru.


Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, чтобы получить еще больше информации.

Спонтанная речь: как по видео с допросом установить, что говорящий подготовился

Вот несколько ситуаций, с которыми мы регулярно сталкиваемся в экспертной практике в связи с анализом видеозаписей допросов.

Ситуация 1. В материалах дела есть видеозапись допроса, на которой допрашиваемый быстро и четко, с некоторыми подробностями рассказывает о ситуации, свидетелем которой он якобы был. При этом на отдельные вопросы человек затрудняется дать пояснения, хотя для очевидца такие вопросы не вызвали бы сложностей. Речь лица становится совершенно другой.

Ситуация 2. В материалах дела есть видеозапись с допросом свидетеля, на основе которой строится обвинение. На видео видно только лицо человека. Он отвечает на вопросы следователя, но при этом явно читает ответы с листа: водит глазами по строчкам, щурится, чтобы что-то разглядеть, и периодически начинает произносить слова по слогам.

Ситуация 3. В речи человека на допросе часто встречается юридическая терминология, сложные юридические понятия, объемные конструкции официально-делового стиля, однако у него нет ни юридического образования, ни соответствующей практики. При этом при ответе на отдельные вопросы речь становится абсолютно иной и никак не соотносится с предыдущим стилем изложения.

Кажется, что ситуации достаточно очевидны, но в одном адвокатском паблике один из подобных допросов вызвал ряд вопросов среди профессионалов. Как оспорить такое доказательство? Можно ли как-то инициировать проверку правоохранительных органов? Почему-то никто про судебную экспертизу так и не вспомнил, к сожалению, а между тем решение подобных вопросов — это одна из задач фоноскопической экспертизы.

Речь: спонтанная и подготовленная

В ситуациях, когда есть подозрение, что вместо спонтанной речи человек воспроизводит заученный текст или читает с листа, вопросы на исследование можно сформулировать так:

«Является ли речь спонтанной или подготовленной? Представляет ли собой речь чтение текста?»

Анализ речи на спонтанность помогает установить неестественность ситуации и может оказаться важным в случаях:

  • оговора, инсценировки и иных случаев возможной дачи недостоверных показаний;
  • дачи показаний под давлением.

На данный момент существует достаточная методическая база фоноскопической экспертизы, которая позволяет провести обоснованное исследование по подобным вопросам.

Эксперты в ходе исследования могут различить несколько уровней спонтанности устной речи:

  • спонтанная (неподготовленная) речь;
  • частично подготовленная речь;
  • подготовленная речь;
  • заученная речь и читаемые тексты.

Как проводится исследование

Для ответа на вопрос о спонтанном или подготовленном характере речи эксперт проводит анализ всего объема речевого материала.

Он последовательно оценивает звучащую речь на уровне звука, слова и фразы, чтобы выделить типологические признаки, характерные для подготовленной устной речи. При этом в исследовании всегда должна учитываться особенности речевой ситуации и индивидуальные характеристики говорящего (возраст, образование, эрудированность и пр.).

В заключении обязательно должен быть отражен весь ход исследования, включая использованные методы и термины. Обнаруженные признаки эксперт также классифицирует и обосновывает в тексте экспертизы. По результатам исследования в заключении прописывается вывод в соответствии с поставленным вопросом.

Кто проводит исследование на спонтанность

Фоноскопическую экспертизу обычно проводит комиссия экспертов: акустика и лингвиста. Любой из них может ответить на вопрос о дословном содержании, в остальном каждый специалист отвечает за свою часть исследования. Так на вопрос о спонтанном или подготовленном характере речи должен отвечать эксперт-лингвист.

Для этого у него должно быть образование по направлениям «Русский язык», «Русский язык и литература». Подробно требования к базовому образованию экспертов разных специальностей указаны в Приказе РФЦСЭ при Минюсте России от 18.04.2018 № 86/1-1 «О Перечне специальностей высшего профильного образования в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы».

Если у вас похожая ситуация, и вы не знаете, стоит ли назначать экспертизу, проконсультируйтесь с экспертом. Он даст предварительную оценку материала и расскажет о возможных перспективах. Чтобы получить консультацию специалиста «Судебно-экспертного агентства», позвоните нам или напишите на почту info@sudagent.ru.


Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, чтобы получить еще больше информации.

Публикации
Наши услуги
Карточки
  • психолого-лингвистическая экспертиза
Дискредитация: вопросы судебной экспертизы
9 карточек
  • фейки
  • лингвистическая экспертиза
Фейки
7 карточек
  • видеотехническая экспертиза
  • лингвистическая экспертиза
  • компьютерно-техническая экспертиза
  • искусствоведческая экспертиза
Экспертиза качества аудиовизуального произведения
6 карточек
  • лингвистическая экспертиза
  • лингвистическая экспертиза юридического документа
Лингвистическая экспертиза юридических документов
8 карточек
  • процессуальные вопросы судебной экспертизы
Кто должен платить за экспертизу?
5 карточек
  • лингвистическая экспертиза
  • лингвистическая экспертиза рекламы
Лингвистическая экспертиза рекламы
8 карточек
  • Лингвистическая экспертиза
  • Фоноскопическая экспертиза
Комплексная экспертиза на предмет сравнения устного и письменного текста
6 карточек